Пособник террористов Магомед Нуров «уехал» в колонию на всю жизнь

Второй Западный окружной военный суд вынес приговор по делу о терактах на станциях московского метро «Лубянка» и «Парк культуры», в результате которых погиб 41 человек и более 100 были ранены. 46-летний житель Дагестана Магомед Нуров (включен в список террористов и экстремистов Росфинмониторинга), выступавший водителем боевиков, получил пожизненный срок.

Пособник террористов Магомед Нуров «уехал» в колонию на всю жизнь
© BFM.RU

На оглашение приговора подсудимого доставили в наручниках и с цепями на ногах как особо опасного преступника. Пока ждали судью Виталия Бакина, он не скрывал лицо от прессы, но общался без особой охоты.

«Вы сожалеете о содеянном?» — спросили его. Но вместо ответа Нуров устроил журналистам настоящий ликбез, сказав, что на все запросы отвечает в письменном виде. И хотя его адвокат в суде апеллировал к детям, их у Нурова оказалось семеро, включая четверых малолетних, призывая судью назначить его подзащитному поменьше срок, сам фигурант, казалось, совсем по ним не скучал.

«Зачем по ним скучать?» — сказал он, добавив, что те сами найдут «дорогу в жизнь». «А по жене не скучаете?» — задали ему другой вопрос. «Пришла бы — узнала бы», — ответил тот.

Поскольку судья зачитал лишь вводную и резолютивную части решения, на это ушли считаные минуты. Виталий Бакин признал подсудимого виновным в терроризме (ч. 3 ст. 205 УК РФ), бандитизме (ч. 2 ст. 209 УК РФ), в участии в преступном сообществе (ч. 2 ст. 210 УК) и в незаконном изготовлении взрывных устройств (ч. 3 ст. 223 УК РФ). Поскольку по последней статье истек срок давности, суд освободил Нурова от наказания по ней.

Однако и оставшихся хватило, чтобы назначить ему самое суровое из существующих УК РФ наказаний: пожизненное лишение свободы в колонии особого режима. Нуров встретил приговор без эмоций. Он был ожидаем, именно о пожизненном сроке и просила в прениях сторон прокурор Наталья Трошкина. Она назвала приговор законным, обоснованным и справедливым.

В соответствии с ним Нуров еще должен будет выплатить столичному метрополитену компенсацию в 17,049 млн рублей за уничтожение и повреждение имущества метрополитена — вагонов поездов и станций. Суд оставил без рассмотрения иски четверых потерпевших о возмещении вреда: один из них оставил сумму на усмотрение суда, другой потребовал выплаты 2 млн рублей, третий — 5 млн рублей, а четвертый — 600 млн рублей. С исками пострадавшие могут обратиться в порядке гражданского судопроизводства.

Потерпевшими по делу были признаны более сотни человек. 117 из них, согласно материалам дела, были ранены, 39 человек погибли, скончались и две шахидки. Смертницы Марьям Шарипова и Джанет Абдуллаева привели в действие взрывные устройства утром 29 марта 2010 года на станциях метро «Лубянка» и «Парк культуры».

По версии обвинения, теракты устроили боевики «Новокостекского джамаата»* — структурного подразделения признанной террористической и запрещенной на территории РФ международной террористической организации «Имарат Кавказ».

Нуров же выполнял роль водителя, он возил главаря банды Магомедали Вагабова и его заместителя Ахмеда Рабаданова на встречи бандподполья, в ходе которых обсуждалась подготовка терактов в метро. Нуров перевозил компоненты взрывных устройств, а 4 апреля 2010 года, уже после случившегося, отвез на своей машине одного из сообщников, который сопровождал из Махачкалы в Москву на автобусе одну из шахидок, в расположение бандгруппы в Левашинском районе Дагестана.

В ходе процесса подсудимый признал вину. Его адвокат изложил в суде версию, согласно которой его подзащитный попросту боялся отказать террористам, опасаясь за себя и членов своей семьи. Он просил не отправлять Нурова в колонию на всю жизнь. Основной защитник подсудимого на оглашение приговора не пришел, а назначенная ему судом адвокат от общения с прессой уклонилась.

Все участники банды были убиты при задержании в 2010-2017 годах. Один из последних оставшихся в живых подозреваемых — начальник ОМВД России по Кизлярскому району Дагестана полковник Гази Исаев (также внесен в базу террористов и экстремистов Росфинмониторинга). Следствие считает, что он действовал заодно с бандитами и подвозил одну из смертниц. Сам он вину отрицает.

* Деятельность организации запрещена в России.