Прецедентное решение: вместо миллиарда суд изъял у сотрудника ФСБ 175 млн рублей

Хорошевский суд Москвы вынес решение по иску Генпрокуратуры об изъятии в доход государства имущества бывшего сотрудника «банковского» отдела ФСБ Андрея Васильева, ранее проходившего по одному делу с «подполковником-миллиардером» Кириллом Черкалиным. И если до этого суды удовлетворяли большую часть требований надзорного ведомства к силовикам и чиновникам, которые не подтвердили легальность своих доходов, то на этот раз суд практически встал на сторону экс-обвиняемого и его родных. Он удовлетворил лишь десятую часть от заявленного прокуратурой иска. В итоге из собственности стоимостью 1 млрд 158 млн рублей было «конфисковано» имущество только на 175 млн рублей.

Прецедентное решение: вместо миллиарда суд изъял у сотрудника ФСБ 175 млн рублей
© BFM.RU

Ответчиками по иску замгенпрокурора Виктора Гриня помимо Андрея Васильева выступали еще шесть человек: отец и мать Валерий и Светлана Васильевы, бывшая жена силовика Ольга Петрова, их несовершеннолетний сын, а также не являющиеся родственниками Васильеву Константин Остроухов и Александр Гоман.

Прокуратура утверждала, что со стороны бывшего сотрудника ФСБ имело место нарушение федерального антикоррупционного законодательства — в частности, федерального закона № 230 «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих госдолжности, и иных лиц их доходам» (принят 3 декабря 2012 года), а также закона «О противодействии коррупции». Первый регулирует порядок принудительного изъятия в доход государства имущества чиновников и членов их семей, законность происхождения которого не подтверждена.

Имущество на миллиард и доход в 6 млн

В иске говорилось, что при расследовании уголовного дела Андрея Васильева (он обвинялся в мошенничестве) в ходе проведения проверочных мероприятий прокуратурой было обнаружено имущество, приобретенное его родными за период с января 2009 года и по дату подачи иска (июль 2020 года), на сумму 1 млрд 158 млн рублей. Часть была записана на его отца или мать Васильева, а также подарена несовершеннолетнему сыну.

Прокуратура просила изъять в доход государства 90 земельных участков, расположенных в Подмосковье, три квартиры в Москве, а также восемь домов в Московской области, шесть машино-мест, а также одно нежилое помещение. Кроме того, в список пошли 17 часов люксовых марок, таких как Patek Philippe, Rolex, Chopard и другие стоимостью от 60 тысяч до 2,5 млн рублей, а также автомобиль Lexus (LX450D) за 4 млн рублей, деньги в сумме 32 тысячи евро, 6,7 млн долларов, 4,1 млн рублей, а также коллекционные сувенирные медали из золота и серебра.

Свои требования прокуратура мотивировала тем, что стоимость найденного у Андрея Васильева и его родных имущества существенно превышала их легальные доходы. Так, сам силовик за период работы в ФСБ в 2009–2014 году заработал около 6 млн рублей. Доход его отца, трудившегося на различных должностях в страховой компании «РЕСО-Гарантия» составил 28,5 млн рублей, а доход матери, работавшей там же, — порядка 10 млн рублей. Интересно, что Валерий Васильев предъявил суду договор, согласно которому он получил в дар от своего отца Евгения Васильева (деда Андрея Васильева) 300 млн рублей.

Впрочем, суд в это не поверил, указав, что по результатам проверки материального положения последнего тот являлся директором ОАО «Новгородлен», и, согласно сведениям налоговых органов за период с 2004 года по дату своей смерти, получил доход и пенсию на общую сумму 11,2 млн рублей. Бабушка же Андрея Васильева и вовсе была пенсионеркой и «дорогостоящего имущества, источников высокого дохода также не имела».

Частичное удовлетворение

Представитель ответчика Константина Остроухова апеллировал к тому, что его доверитель являлся добросовестным приобретателем двух земельных участков и дома, которые он купил у Валерия Васильева. А юрист Александра Гомона утверждал, что купил у последнего квартиру и готов подтвердить наличие дохода на ее приобретение.

В итоге суд частично согласился с ответчиками и постановил изъять в доход государства лишь 40 земельных участков, одну квартиру и жилой дом на сумму 174 млн 992 тысячи 405 рублей, которые были записаны на Андрея Васильева и его отца.

Эта недвижимость была приобретена с даты вступления в силу федерального закона № 230 «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих госдолжности, и иных лиц их доходам» от 3 декабря 2012 года до даты увольнения Андрея Васильева из ФСБ России в марте 2014 года.

Требования прокуратуры в отношении остального имущества суд решил отклонить с учетом, что оно было приобретено в период, когда расходы Васильева как госслужащего уже не подлежали контролю.

Интересно, что довод о том, что изымать можно собственность, купленную только после вступления закона, приводили адвокаты и других фигурантов громких дел, в том числе экс-губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина (у него и его родных в 2016 году суд изъял собственность на сумму более 1,1 млрд рублей) или теперь уже бывшего полковника МВД России Дмитрия Захарченко. Последний, а также его родственники и знакомые, по решению Никулинского суда Москвы в 2017 году лишились рекордной суммы собственности стоимостью около 9 млрд рублей.

Почему суд сохранил миллиард?

Представлявший интересы Дмитрия Захарченко юрист Виктор Емельянов в разговоре с Business FM отметил, что тогда суд изъял имущество родственников его доверителя, которое те купили еще в 2003–2011 годах. «Причем даже то, которое было куплено, когда Дмитрий служил лейтенантом в налоговой полиции в Ростове-на Дону», — заметил он.

Емельянов назвал решение Хорошевского суда прецедентным, отметив, что если оно устоит в апелляции, то может быть использовано для пересмотра других резонансных дел.

Управляющий партнер адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры» Федор Трусов в свою очередь так прокомментировал принятое решение Хорошевского суда:

Федор Трусов управляющий партнер адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры» «Когда при заявленных требованиях в миллиард рублей «с хвостиком» судья взыскивает этот «хвостик», так и хочется спросить: кто же стал богаче, тот, кто сохранил этот миллиард? Наверное, можно рассуждать, что суд разобрался, что в данном случае отсутствует такая ярко выраженная воля на изъятие у данных субъектов излишков нетрудовых доходов. Поэтому судья подошел вдумчиво и обстоятельно и вынес законное и обоснованное решение. Но какое бы решение суд ни вынес по подобному иску, оно будет воспринято обществом неоднозначно. Будет взыскано не все — сразу скажут: ага, договорились. Будет взыскано все — скажут: понятно, суд даже не исследовал происхождение капиталов, хотя, возможно, их происхождение было законно и обоснованно».

Решение суда не устроило ни Генпрокуратуру, ни ответчиков. Они обжаловали его в апелляции, слушание назначено в Мосгорсуде на 17 февраля. Об этом Business FM сообщил адвокат Андрея Васильева Александр Гофштейн. От дальнейших комментариев он воздержался, заметив, что фигура его доверителя вызывает в обществе «нездоровый дикий антирезонанс».

Ранее Андрей Васильев проходил по одному делу вместе с бывшим начальником 2-го отдела управления «К» Службы экономической безопасности (СЭБ) ФСБ экс-подполковником ФСБ Кириллом Черкалиным, также обвинявшимся в коррупции. Черкалин признал вину. По приговору Московского гарнизонного военного суда в апреле 2021 года он получил семь лет колонии. В ноябре 2019 года Головинский суд Москвы по иску Генпрокуратуры изъял в доход государства у него и его родных имущество на сумму в 6,3 млрд рублей.

Коллегу Черкалина по «банковскому» отделу Андрея Васильева судили позже и отдельно. Свою вину он отрицал. В декабре 2021 года срок давности по его эпизоду истек и суд дело прекратил. Васильев, находившийся под домашним арестом, покинул зал суда. Прокуратура обжаловала это решение в части снятия судом ареста с имущества Васильева — ряда объектов недвижимости, в том числе квартир и автомобиля. Слушание апелляционного представления назначено на 25 февраля во 2-м Западном окружном военном суде.