Явление "никогда не рождавшихся покойников": в Казани дошло до суда дело об уводе 40 млн рублей

Один фигурант объявлен в международный розыск, другую — "амнистировали" за сроком давности, еще двое сегодня предстали перед Советским райсудом Казани по обвинению в двух эпизодах растрат на 40 млн рублей. По версии военных прокуроров и следователей, большую их часть Минобороны РФ заплатило по подложным документам за установку памятников придуманным ветеранам Великой Отечественной войны и боевых действий, что никогда не рождались и не умирали, передает из Советского райсуда Казани журналист "Реального времени".

Явление "никогда не рождавшихся покойников": в Казани дошло до суда дело об уводе 40 млн рублей
© Реальное время

Беглый одноклассник и уволенная пенсионерка

На скамью подсудимых отправлены бывший начальник центра социального обеспечения военкомата РТ Игорь Скороход и владелец ныне ликвидированной "Военно-мемориальной компании Казани" и еще целого ряда схожих татарстанских и чувашских предприятий в сфере похоронных услуг Борис Тутаев. Бывший одноклассник Тутаева — Вадим Муслимов второй год находится в международном розыске по этому делу. Обвинение ему предъявляли заочно.

Четвертый фигурант дела — бывшая подчиненная Игоря Скорохода — Аклима Мубаракшина, по версии силовиков, о многолетних хищениях субсидий на установку ветеранских надгробий ничего не знала, но проявила халатность, вследствие чего увод денег вообще стал возможен — при надлежащей сверке данных сотню с лишним липовых покойников должны были выявить еще в 2012-м. Дело о халатности пенсионерки Мубаракшиной с ее согласия прекратили за сроком давности.

Как сообщил суду старший помощник военного прокурора Казанского гарнизона Дмитрий Резаев, преступная орггруппа работала на протяжении семи лет — по 2019 год. Схема была проста — подконтрольные участникам фирмы фабриковали документы о якобы заключенных с родными ветеранов договорах на обновление надгробий, далее подчиненным Скорохода представлялся пакет сфальсифицированных документов на якобы захороненного на одном из кладбищ Казани ветерана — Морозова, Муравьева, Фатыхова, Кораблева и прочих.

После формальной проверки бумаги уходили на подпись вышестоящему начальству — в частности, ныне обвиняемому Скороходу и военному комиссару Татарстана Сергею Погодину, а далее государство компенсировало родственникам нерождавшегося покойника якобы понесенные расходы — в среднем 25—26 тысяч рублей на человека. Средства "пилились" тремя участниками группы — Скороходом, Тутаевым и Муслимовым, изложил гособвинитель.

Отметим, что у следствия претензий к Погодину нет. Однако по делу проводились обыски в военкомате.

Позиция Скорохода: деньги украдены, ветераны не пострадали

Вину по этому эпизоду оба подсудимых не признали. При этом подполковник в отставке Игорь Скороход подтвердил "Реальному времени" версию силовиков о подставных фронтовиках, но подчеркнул:

— Ни один ветеран и родственник не пострадал. Просто путем подложных документов украдены бюджетные деньги. Но я к этому отношения не имею.

В свою очередь капитан в отставке и бизнесмен Борис Тутаев с помощью своего адвоката Андрея Кропотова в перерыве заседания сообщил — ни одна из фирм-получателей средств к нему отношения не имеет. За хищение нужно спрашивать с военкомов, заявил подсудимый. После недавно перенесенного инсульта речь дается ему с трудом.

По данному делу заявлен гражданский иск — на сумму ущерба в 38 млн 316 тысяч рублей. Интересы потерпевшего Минобороны на заседании представляла юрист Военного комиссариата РТ Алина Калимуллина.

Военная пенсия задним числом: в чем признался Тутаев

Вторым эпизодом скандального дела подсудимым вменяется растрата 1 млн 593 тысяч рублей, выплаченных Тутаеву в качестве военного пенсионера.

По версии обвинения, Cкороход помог подельнику скрыть его увольнение с военной службы еще в 1996 году — в личное дело военнослужащего Тутаева были внесены заведомо ложные сведения о продолжении службы по контракту вплоть до начала октября 2020 года и праве на пенсию по выслуге лет.

Данный эпизод получатель пенсии сегодня в суде признал частично. Второй фигурант дела причастность отрицал.

Расследование этого дела началось еще в 2020 году — первоначально лишь в отношении Скорохода, причем тогда его обвиняли в мошенничестве. За время следствия ущерб вырос на 25 млн рублей, а объем материалов — до 80 томов.

На следующем заседании суд планирует перейти к исследованию доказательств.