Казанский суд не отпустил ВИП-арестантов "дела МЧС" с "несостоятельным обвинением"
Не выйдут из СИЗО в ближайшее время бывший замминистра МЧС Татарстана Ильхам Насибуллин и экс-глава "Татагролизинга", директор фирмы ОДС РТ Ленур Зиннатуллин. Только что Советский райсуд Казани отказался менять им меру пресечения и повторно продлил реальный арест до 6 марта, при этом замдиректора ОДС Ильнара Гимадиева не отпустили из-под домашнего ареста под подписку, передает с заседания журналист "Реального времени".
В ноябре 2021-го тот же райсуд в ином составе санкционировал возврат в Генпрокуратуру уголовного "дела МЧС", по которому привлекают Насибуллина и Зиннатуллина. Причиной такого решения стало непонятное участникам процесса обвинение, и Верховный суд Татарстана уже утвердил это решение, но параллельно отменил постановление райсуда о сохранении фигурантам ранее избранных мер пресечения до 6 марта 2022 года.
Сегодня на заседании представитель прокуратуры Светлана Белова просила продлить до 6 марта 2022 года реальный арест Насибуллину и Зиннатуллину и домашний — замдиректора ОДС РТ Ильнару Гимадиеву.
Гимадиев на заседании рассказал о тяжелом финансовом положении своей семьи: "Жена в декретном отпуске, ребенку полтора года. Мать — пенсионерка. Два года нет никаких доходов". Он просил смягчить меру пресечения, чтобы получить возможность зарабатывать и кормить свою семью.
Ленур Зиннатуллин напомнил о своей службе в войсках и налоговой полиции. "Честь офицера никогда не ронял, — утверждает он. — Сегодня 27-е заседание [почти за два года] суда по мере пресечения, и на каждом заседании я говорил о своей непричастности к преступлению". Обращаясь к гособвинителю, Зиннатуллин просил представить из 89 томов дела хоть один документ в подтверждение его причастности к преступлению. При этом утверждал — расследование "дела МЧС" с арестом счетов и оборудования (даже не имеющего отношения к делу) едва не довело компанию ОДС РТ до банкротства.
Ильхам Насибуллин в который раз назвал свое обвинение незаконным и необоснованным и одобрил вступившее в силу решение суда о возврате дела на допрасследование в Москву. "К инкриминируемому преступлению отношения не имею, денежные средства не похищал, ущерба государству не наносил", — заявил он и добавил — в деле тому есть доказательства.
Защитник Насибуллина Александр Клюкин озвучил письмо о поручительстве со стороны трех депутатов Госсовета РТ (не называя фамилий), которые характеризуют бывшего замминистра МЧС и подполковника МВД в отставке как честного и порядочного человека, участника поисково-спасательных операций таких резонансных ЧП, как крушение дизель-электрохода "Булгария" в 2011-м и падение "Боинга" у аэропорта Казани в 2013 году. Также народные избранники подчеркнули — на счету Насибуллина есть и спасенная им лично жизнь — вытащил провалившегося под лед на озере Кабан.
Адвокат Зиннатуллина Дмитрий Усков процитировал обращение трудового коллектива ОДС РТ к Верховному суду республики в защиту своего руководителя. По мнению подчиненных арестованного, дело "возбуждено и расследовано по надуманным основаниям" с целью "дискредитации Зиннатуллина как руководителя и доведения компании до банкротства". Подписавшие отметили — при Зиннатуллине в ОДС удвоилась зарплата и в 4 раза выросли налоговые отчисления, а работников стали страховать от несчастных случаев. Тогда как после его ареста предприятие оказалось в сложной ситуации — количество договоров на услуги частных спасателей сократилось на треть — как считают сотрудники, "незаслуженные нападки и очернительство" сделали свое дело.
По мнению Ускова, основания для пересмотра вопроса о мере пресечения обвиняемых были весомыми — ведь доказательств, что они попытаются скрыться, надавить на свидетелей и так далее, представлено не было. Тогда как судами двух инстанций установлены дефекты в самом обвинении по делу: "Суд указал — следствие расписало только корыстный умысел на совершение какого-либо тяжкого преступления. Но доказательств, что сделки между ОДС и иными организациями были притворными, нет. Фактически это постановление [суда] говорит о том, что никакого преступления в действиях Зиннатуллина нет".
Напомним, ранее сторона обвинения не стала обжаловать решение о возврате материалов генеральному прокурору РФ, однако с ним не согласилась потерпевшая по эпизоду мошенничества на 950 тысяч рублей Миляуша Бакирова. 24 декабря Верховный суд республики отверг ее доводы, и постановление о возврате дела в прокуратуру вступило в силу.
За три дня до этого апелляционная инстанция отменила вынесенное одновременно с возвратом дела постановление райсуда о продлении до марта 2022 года меры пресечения фигурантам "дела МЧС": Насибуллину и Зиннатуллину — в СИЗО, Ильнару Гимадиеву — под домашним арестом. В этой части Верховный суд РТ обязал райсуд рассмотреть вопрос повторно, в ином составе.
Вкратце напомним — в решении о возврате дела в Москву казанский судья Сергей Аптулин отметил расхождения в суммах заявленного ущерба от действий каждого подсудимого и всей орггруппы с неустановленными организатором и соучастниками в целом. Последний следствием оценен в 133 млн рублей. Тогда как Насибуллину вменяется присвоение в составе группы 121 млн рублей, Зиннатуллину — 57 млн, Гимадиеву 22 млн, то есть лишь 118,9 млн на троих.
При этом обвиняемые лишены возможности защищаться, поскольку время, место и способ хищения средств каждым не прописан. Цитата из вступившего в силу решения: "Обвинение содержит лишь перечисление: реквизитов заключенных ООО "ОДС РТ" договоров в период с 17 января 2013 года по 16 марта 2020 года, их контрагентов, размер денежных средств, полученных за оказание услуг по договорам, и реквизитов платежных поручений. После чего обвинением сделан вывод, что заключенные ОДС РТ договоры на оказание услуг являются притворными, а полученные на расчетные счета ОДС РТ средства похищены тремя подсудимыми..."