«Имя таким — гады» Воры в законе решили защитить арестантов от насилия. Почему это уникально для преступного мира России?

Воры в законе заступились за заключенных, которые подвергаются пыткам и насилию со стороны тюремщиков и активистов из числа заключенных. Вскоре после публикаций скандальных видео с издевательствами из Саратовской тюремной больницы по российским колониям стал расходиться «прогон» (воровское послание), в котором авторитеты объясняют осужденным, что нельзя понижать в тюремной иерархии изнасилованных арестантов, если они подверглись насилию по приказу тюремной администрации. Авторы «прогона» отметили, что жертвы такого беспредела «могут полноценно жить в общей массе» заключенных. О том, что происходило в криминальном мире в 2021 году и как воры в законе решили бороться со злоупотреблениями в российских колониях, изменив тюремные традиции, «Ленте.ру» рассказал криминалист и бывший оперативник МВД России Михаил Игнатов.

«Имя таким — гады» Воры в законе решили защитить арестантов от насилия. Почему это уникально для преступного мира России?
© Lenta.ru

Резонансный воровской «прогон» с призывом не унижать в колониях жертв насилия со стороны администрации появился в сети 15 декабря. Его подлинность подтвердила член Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Москвы Ева Меркачева. В своем послании воры в законе отмечают, что пострадавшие от насилия тюремщиков не являются «обиженными» — так в местах лишения свободы называют представителей низшей касты заключенных.

Тем, кто уже стал жертвой насилия, воры в законе советуют не считать себя изгоями, а рассказывать другим арестантам про ситуацию. «Вам всегда протянут руку и помогут», — уверяют авторы послания. По некоторым данным, «прогон» был составлен на воровской сходке самого высокого уровня: она проходила в присутствии вора в законе Захария Калашова (Шакро Молодой).

По версии Следственного комитета России (СКР), Шакро является лидером преступного мира страны. В настоящее время он отбывает почти десятилетний срок за вымогательство, поэтому, вероятно, на сходке он присутствовал дистанционно — к примеру, по телефону или видеосвязи.

***

«Лента.ру»: как вы оцениваете воровской «прогон» в поддержку жертв тюремных пыток?

Михаил Игнатов: Это абсолютно правильное решение в отношении тех, к кому в местах лишения свободы применяли насилие. Этим «прогоном» воры в законе решили остановить беспредел в колониях. Вообще, просто так в ряды «опущенных» в местах лишения свободы никто не попадает.

Такой статус — это серьезное наказание, которое в корне меняет жизнь заключенного. Прежде чем признать кого-то «опущенным», про такого человека рассказывают «смотрящему» по хате [камере], объясняют ситуацию, описывают поведение этого осужденного. А уже «смотрящий» по хате обращается к «смотрящему» по колонии или СИЗО.

Фото: Вадим Брайдов / Коммерсантъ

На месте никто из зэков не принимает решение «опустить» своего сокамерника: за такое на зоне могут объявить беспредельщиком и наказать. Но долгое время в колониях было и неписаное правило. Если у заключенного вскрывался факт мужеложества — как добровольного, так и насильственного — его местом автоматически становился «петушатник» [отдельное место для «опущенных» зэков — прим. «Ленты.ру»].

Их загоняли в такие условия, что они совершали суициды, а иногда убивали тех, из-за кого оказались в таком положении. Теперь же из-за воровского «прогона» тот, кого «опустили» [понизили в тюремной иерархии], не разобравшись, не будет считаться изгоем. При этом тот, кто вынес такое решение, понесет заслуженное наказание.

Почему воры в законе решили заступиться за жертв пыток именно сейчас?

Думаю, их подтолкнул массовый беспредел в Саратовской тюремной больнице [нарушения вскрылись после публикации данных из крупнейшего архива видеозаписей тюремных пыток, снятых в России, — подробнее об этом «Лента.ру» рассказывала здесь].

Кадр из видео с пытками осужденного, предположительно, снятого в Областной туберкулезной больнице №1 (ОТБ-1) саратовского управления ФСИН России. Кадр: Gulagu.net

Ситуация, когда над заключенными с подачи администрации творили настоящий беспредел, вызвала огромный общественный резонанс. Точный список жертв тех пыток неизвестен, но скорее всего среди пострадавших оказался и кто-то авторитетный, кого в «опущенные» никак нельзя записать. И тогда воры в законе решили разобраться в ситуации.

Насколько сильно рискуют криминальные авторитеты, вступая в открытый конфликт со ФСИН?

Воры для того и стали ворами, чтобы противопоставлять себя власти, тюремной администрации и всему государству. Такой образ жизни вору предписывает статус. Несмотря на то что понятия сейчас уходят на второй план, принцип «не сотрудничать с властями» остается важным.

«Вор никогда не признает в суде, что его короновали»

Сегодня в России идет кампания против криминальных авторитетов в рамках «антиворовской» статьи 210.1 УК РФ. По ней в 2021 году были задержаны многие воры в законе, включая Мамуку Шубитидзе (Турикела, или Мамука Кахетинский), который 28 лет провел в бегах. Говорит ли это об эффективности кампании в целом?

Да, она уже доказала свою эффективность. Было много обвинительных приговоров в отношении воров в законе, в том числе в Мосгорсуде. В рамках статьи 210.1 УК РФ криминальным авторитетам давали и по восемь, и по десять лет лишения свободы. Впрочем, был и первый оправдательный приговор по ней — в отношении Тенгиза Гигиберии (Тенго Потийский).

Такое бывает в судебной практике. Поэтому и в 2022 году нас вполне могут ждать новые оправдательные приговоры по «антиворовской» статье. Суд — это в принципе состязательный процесс. Чтобы доказать вину, исследуют показания свидетелей, показания сокамерников. Но сам вор в законе никогда не признает в суде, что его короновали в таком-то году.

Как вы считаете, будут ли законодатели как-то менять статью 210.1 УК РФ или готовить какие-то новые меры для борьбы с ворами в законе? Особенно в свете их демарша против ФСИН...

Не думаю. В этой статье и так все прописано, причем очень детально. Есть диспозиция статьи, есть комментарии, есть правоприменительная практика. Не представляю, что там можно дополнить.

23 апреля суд вынес первый приговор по делу об убийстве Вячеслава Иванькова (Япончика) — одного из самых известных воров в законе на всем постсоветском пространстве. Каху Газзаева, передавшего винтовку киллерам, приговорили к 14 годам. Как вы считаете, что ждет его на зоне? И какое будущее у Ильи Симонии (Махо), которого следствие называет заказчиком убийства и который сейчас находится в бегах?

Газзаев полностью признал вину, стал сотрудничать со следствием, раскаялся, принес извинения. Но сомневаюсь, что его простил криминальный мир — у него с осужденным будут свои разборки. Конечно, Газзаева сейчас куда-то спрячут и отбывать наказание он будет там, где ему смогут обеспечить безопасные условия содержания.

Каха Газзаев (справа). Фото: пресс-служба Савеловского суда

Похожая судьба ждет и еще двоих фигурантов дела, Джамбула Джанашию и Муртаза Шаданию, которые, по версии следствия, следили за Япончиком перед убийством. Присяжные признали их виновными, и в декабре они получили 16 и 15 лет колонии соответственно.

Как он будет разбираться с другими ворами в законе после этого — сложный вопрос: его могут и самого отправить вслед за Япончиком. Все-таки Япончик был очень значимой фигурой в криминальном мире. Осталось много его «крестников» [тех, кто получил воровские титулы при его участии], они являются серьезными ворами. Так что в истории с Махо все еще впереди.

Илья Симония. Кадр: ПраймКрайм

«Для них СИЗО и колонии не являются преградой»

Который год тянется процесс над вором в законе Юрием Пичугиным (Пичуга) — одним из главных славянских воров в законе. Какой финал будет у процесса над ним и как это повлияет на ситуацию в славянском воровском клане?

Пичуга — это вор в законе старой школы. Он серьезная фигура среди «славян», с которой считаются и которую уважают. Если Пичугу посадят, то он лишь повысит свой авторитет: ведь вор в законе должен периодически бывать в местах лишения свободы. Он сам выбрал такую стезю.

Вор в законе Юрий Пичугин (Пичуга). Фото: Наталия Казаковцева / ТАСС

Но влиять на ситуацию в преступном мире Пичуга сможет и из-за решетки: у воров на воле остаются свои люди, братва, через которую они реализуют свои идеи. Вообще, для криминальных авторитетов такого уровня СИЗО и колонии не являются особой преградой, если, конечно, речь не идет о таких суровых местах, как зоны «Белый лебедь», «Черный дельфин» или изолятор «Лефортово».

Их еще называют «подводными лодками» — мол, там полная изоляция от окружающего мира. Туда порой пытаются спрятать воров в законе, но они и оттуда умудряются передавать послания на волю через своих адвокатов.

Какую роль славянские криминальные авторитеты сегодня играют в преступном мире? Почему представители этого клана не на слуху, в отличие, к примеру, от своих грузинских или азербайджанских «коллег»?

Славянские воры в законе ведут закрытую жизнь и стараются не попадать в полицейские и новостные сводки. Но их вес в преступном мире очень велик. Скажем, в Центральной России они куда влиятельнее, чем кавказские криминальные авторитеты. В этом регионе вся оргпреступность, не считая этнических групп, находится под руководством славянских воров.

В 2021 году на свободу вышел грузинский вор в законе Тариэл Ониани (Таро) — некогда один из трех «китов» российского криминала наряду с Япончиком и Асланом Усояном (Дед Хасан). Какое будущее ждет Таро на воле?

Да, Таро освободился — но почти сразу «залег на дно». Он понимает, что если сейчас полезет в большие криминальные разборки, то его либо ждет новый срок, либо такая же судьба, как Япончика и Хасана, которых застрелили киллеры. Тем более, несмотря на то что сам Дед Хасан мертв, его клан никуда не делся — и все так же находится в конфликте с Таро.

Вор в законе Тариэл Ониани (Таро) — справа. Фото: ПраймКрайм

Поэтому Ониани просто незачем испытывать судьбу в очередной раз. Конечно, он влияет на преступный мир через своих людей, но лично уже никуда не лезет и не будет что-то кардинально менять. С одной стороны, возраст не тот. С другой, у Таро и его людей и так все нормально — свои активы, свой бизнес. Они их никому не отдадут, но и чужое брать не станут.

«В преступном мире воров никто не может заменить»

Сегодня самые влиятельные фигуры преступного мира России — это Шакро Молодой и лидер сухумского воровского клана Мераб Джангвеладзе (Сухумский). В этом году они начали борьбу за абсолютную власть в российском криминале. Чего ждать от этого противостояния?

Сегодня Шакро Молодой отбывает наказание, а Мераб Сухумский находится за рубежом. Каждый из них всегда стремился стать номером один в преступном мире, но это вечная история. Сегодня клан Шакро остается на воле, он влиятельный и обязательно будет отстаивать свои интересы. И Мерабу Сухумскому будет очень сложно что-то поменять из-за рубежа, а в Россию он вряд ли переберется.

За минувшие месяцы некоторые из воров в законе стали отрекаться от титулов на зонах, а главного вора Чечни Ахмеда Домбаева (Шалинского) и вовсе заподозрили в растрате общака — очень серьезном проступке. Значит ли это, что воровские понятия в какой-то степени приходят в упадок?

Понятия стали меняться еще с начала 90-х годов — они подстраиваются под реалии жизни. И жизнь, которая течет сегодня, в корне отличается от той, что была в 30-е годы, когда воровские понятия только формировались. Я не думаю, что в ближайшее время эти понятия, как и сами воры в законе, уйдут в прошлое.

Сегодня в преступном мире воров просто никто не может заменить. А лидер, генерал должен быть всегда — и в армии, и в криминале. Без воров в преступном мире начнется беспредел и хаос, а это никому не нужно.