Бойцовые еноты. Как российские патриоты стали наемниками, связались с офицерами ФСБ и превратились в бандитов
Во 2-м Западном окружном военном суде начался процесс по делу так называемой ЧВК «ЕНОТ». На скамье подсудимых два бывших сотрудника Федеральной службы безопасности (ФСБ) России в звании майоров и руководитель той самой частной военной компании, основанной в 2011 году. На заре ее существования бойцы ЧВК участвовали в самых разных военных конфликтах, включая Донбасс, Сирию и Нагорный Карабах. Однако со временем, как считает следствие, «еноты» из солдат удачи превратились в обычных бандитов, а руководили ими те самые майоры ФСБ. В подробностях дела разбиралась «Лента.ру».
История появления скандальной ЧВК по-своему интересна. Ее создателем считают лидера националистического движения «Светлая Русь» — Игоря Мангушева. В период обострения конфликта в Донбассе он вместе с единомышленниками задумался о том, как можно придать официальный статус действиям донбасских ополченцев.
Весной 2014 года стали появляться сообщения, что Мангушев и другие представители «Святой Руси» поехали в Донбасс с гуманитарной миссией совместно с подмосковным отделением движения «Народный собор». Его возглавлял Роман Теленкевич, он же Водяной — такой позывной у него был в те годы.
С собой участники этой и последующих гуманитарных миссий возили талисман — мягкую игрушку енота по кличке Лаврентий, который регулярно появлялся в фото- и видеоотчетах.
Со временем и сами участники миссий стали называть себя «енотами». А в мае 2016 года в Минюсте была зарегистрирована Региональная общественная организация содействия и защиты военно-патриотического воспитания молодежи (РОО) «Единые народные общинные товарищества» — сокращенно «ЕНОТ».
Ее появление стало итогом слияния «Светлой Руси» с ассоциацией военно-патриотических клубов «Резерв». Поначалу организация занималась сбором гуманитарной помощи для ополченцев ЛНР и ДНР. Правда, под гуманитарной помощью, помимо медикаментов, в РОО подразумевали также бронежилеты, коллиматорные прицелы и приборы ночного видения.
«Мы готовы заниматься этим бизнесом»
Участники «ЕНОТ» поначалу утверждали, что никак не участвуют в боевых действиях. Однако их фотографии в форме и с оружием то и дело появлялись в сети. В какой-то момент на сайте организации появилось объявление о наборе в нее, где особо отмечалось: по всем признакам «еноты» — наемники, но на деле это не так.
В качестве аргументов авторы объявления указывали, что «ЕНОТ» не может являться ЧВК, поскольку подобные компании в России запрещены. При этом организации требовались «специалисты» с весьма конкретным прошлым: официальной срочной или контрактной военной службой, а также участием в любых военных конфликтах.
С одной стороны, «енотам» нужны были опытные кадры — ведь география их работы расширялась: они без стеснения записывали в свои заслуги участие в военных операциях в Донбассе, Сирии и Нагорном Карабахе. Собственно, во многом поэтому в СМИ «ЕНОТ» часто прямо называют ЧВК, а ее участников — наемниками.
С другой, «верхушка» организации надеялась, что ЧВК в России вскоре обретут законный статус. Создатель РОО Игорь Мангушев еще на заре появления «енотов», в 2015 году, как раз размышлял о том, что ЧВК просто необходимы стране на законном уровне. В это же время к «енотам» появилось повышенное внимание со стороны сотрудников ФСБ как от людей, регулярно бывающих на границе с Украиной и обладающих постоянно обновляющейся оперативной информацией.
Правда, в 2016 году пути «енотов» и Мангушева неожиданно разошлись: он пропал из всех отчетов о деятельности РОО «ЕНОТ». По слухам, основателю организации не понравилось, что «еноты» — официальное общественное движение — взяли явный курс в сторону «силового блока» и трансформации в ЧВК. После этого РОО возглавил Роман Теленкевич с позывным Водяной — один из шестерых официальных учредителей организации.
Енотский спецназ
По данным Следственного комитета России (СКР), в какой-то момент судьба свела Водяного с двумя сотрудниками управления ФСБ по Москве и Московской области, майорами Александром Мрищуком и Антоном Барякшевым.
Прежний руководитель РОО Игорь Мангушев был известен как человек, который постоянно искал возможности заработка для своей организации, а также находил щедрых жертвователей среди политиков и других влиятельных людей, далеких от силового блока.
Поэтому с уходом Мангушева финансирование «енотов» заметно просело
У нового лидера РОО «ЕНОТ» Теленкевича круг общения был иной, «солдатский». Поэтому в РОО никто особо не удивился, когда «енотам» предложили оказывать силовую поддержку сотрудникам ФСБ. С тех пор «старшие товарищи» не раз давали поручения лидеру «енотов», а тот в свою очередь направлял подчиненных для участия в операциях спецслужбы.
Одна из таких операций прошла в декабре 2016 года: тогда сотрудники спецподразделения ФСБ провели рейд против группировки, которая занималась ввозом в Россию в огромных количествах «серой» техники. В рамках рейда изъяли разнообразную электронику на 27 миллионов рублей, при этом часть изъятого была разворована.
Технику изъяли у жителя Московской области Владимира Аристархова: в обысках, которые проходили в его частном доме, участвовали более 20 человек, из которых в штатском были только двое (один из них — действующий сотрудник ФСБ Мрищук), остальных скрывал камуфляж.
Удивительно, но часть людей в камуфляже (а возможно, и все они) были «енотами»
Как водится, вооруженные люди в камуфляже никак не представились. Но вся семья Аристархова, разумеется, не сомневалась, что в их дом пришел спецназ ФСБ, и потому была напугана. Визитеры действовали жестко: ради сокрытия улик Аристархов в какой-то момент скинул в ледяную прорубь рядом с домом жесткий диск. Чтобы он полез за ним, люди в камуфляже несколько раз ударили его рукоятью пистолета.
По итогам обысков Аристархова обвинили в организации незаконных схем по уклонению от таможенных платежей. А Роман Теленкевич после операции принес в штаб «енотов» деньги и много новых дорогих телефонов.
Членам организации он пояснил, что вчера «не только сделали доброе дело, но и в обиде не остались», делая ударение на том, что это прежде всего было в интересах законности и порядка. «Еноты» восприняли это неоднозначно, но резких возражений не было.
От ЧВК до ОПГ
По версии следствия, взаимодействие «енотов» с майорами Мрищуком и Барякшевым носило тесный характер. Первые с точки зрения чекистов оказались хорошим инструментом для деликатных поручений. Сколько операций, подобных описанной выше, повидали «еноты» и заработали ли на них — неизвестно.
Сами же «еноты» благодаря статусу военно-патриотической организации могли покупать военную форму, включая форму сотрудников спецподразделений ФСБ
Эта форма, с одной стороны, была нужна им для выполнения поручений от майоров (наемники в ней маскировались под чекистов), а с другой, служила важным элементом на сборах, где отрабатывалась стрельба, тактика и другие военно-полевые дисциплины, которые, по мнению «енотов», были крайне необходимы подрастающему поколению.
Как считают в СКР, в июле 2018 года Водяной получил от своих покровителей в погонах 150 тысяч рублей за «спецоперацию» по вымогательству: нужно было убедить жителя Краснодарского края Петра Супонева принять «правильное» решение.
Дело в том, что у Супонева была неверно размечена граница земельного участка, из-за чего страдал его сосед, известный российский патологоанатом и академик РАН Михаил Пальцев.
Последний решил продать свой участок, но без согласованных с Супоневым границ сделка прошла бы с большим убытком для Пальцева. А помочь соседу Супонев не спешил
Тогда помощник патологоанатома (в настоящее время он находится под следствием) без ведома своего руководителя решил проявить инициативу. Через общих знакомых он узнал, что «еноты» за деньги могут помочь «решить вопрос» с Супоневым.
В августе 2018 года для выполнения операции в Краснодарский край выехали идеолог и казначей РОО «ЕНОТ» Владимир Морозов, а с ним — рядовые «еноты» Денис Карабан и Василий Минчик. По данным следствия, двое последних тайно проникли на территорию домовладения Супонева, закрыли в гараже его супругу и стали ждать хозяина.
Когда тот появился, «еноты» напали на него и, применив силу, потребовали передать принадлежащий Супоневу земельный участок указанному ими человеку. Хозяин поначалу согласился выполнить требования вымогателей, но позже обратился в правоохранительные органы. В итоге Морозова, Карабана и Минчика задержали.
Вскоре Минчик заговорил — его показания позволили связать нападение на Петра Супонева с РОО «ЕНОТ» и пролить свет на другие темные дела этой организации
И грянул СОБР
Правоохранительные органы подбирались к «енотам» несколько лет. Сначала 7 ноября 2018 года нескольких участников организации задержали бойцы СОБР около центрального автовокзала в Рязани. «Работали» по ним жестко, но на задержание в тот день обратили внимание лишь местные СМИ, у которых не было ни особых подробностей, ни понимания происходящего.
Уже на следующий день на страницах РОО «ЕНОТ» в соцсетях появилась информация, что задержанных отпустили. Как следовало из сообщений, в руках сотрудников правоохранительных органов оказались «еноты», которые готовились к очередным сборам, назначенным на конец ноября.
Между тем в ходе операции против участников РОО бойцы спецназа разобрали загруженную и подготовленную к сборам машину Водяного в поисках чего-либо незаконного — в ней перевозились вещи и разное оборудование для учебно-патриотического сбора.
По словам источника «Ленты.ру», знакомого с ситуацией, в то время некоторые из «енотов» расценили встречу с СОБР как некое предупреждение — мол, организация в своей деятельности зашла совсем не туда. Были и другие версии, но в случайность внутри РОО не верил никто.
Но по-настоящему гром грянул в октябре 2019 года, когда Следственный комитет России (СКР) фактически признал деятельность РОО «ЕНОТ» преступной. Тогда были возбуждены уголовные дела по статьям 158 («Кража»), 162 («Разбой»), 209 («Бандитизм») и 210 («Организация преступного сообщества») УК РФ, а их фигурантов стали задерживать одного за одним.
Служили два майора
Сегодня майоры Мрищук и Барякшев — теперь уже бывшие сотрудники ФСБ — ожидают суда в СИЗО. Защита Мрищука заявила, что «еноты» якобы предлагали ему взятки за сокрытие своих преступлений, а контрабандисты дали показания против него сугубо из мести. Впрочем, все это, с одной стороны, мало влияет на суть уголовных дел.
С другой, бывший коллега Мрищука, майор Барякшев, уже признал вину и работает со следствием, тем самым фактически согласившись с фабулой обвинения.
В настоящее время обоих чекистов обвиняют по четырем статьям УК РФ, от кражи до организации преступного сообщества. Поскольку майор Барякшев работает со следствием, его вердикт, по всей видимости, будет мягче, чем у коллеги. Что касается «енотов», то троих из них уже осудили.
Василий Минчик согласился работать со следствием и получил четыре года колонии. Его напарника Дениса Карабана приговорили к восьми годам колонии строгого режима. А Владимир Морозов — один из главных активистов РОО «ЕНОТ» — получил 10,5 года колонии строгого режима.
Всего же по «делу ЕНОТ» к уголовной ответственности привлекли около десяти фигурантов, включая лидера организации, Романа Теленкевича с позывным Водяной, — его приговор впереди
Дело «енотов» недавно поступило на рассмотрение во 2-й Западный окружной военный суд, но вскоре было возвращено в прокуратуру из-за нескольких формальных ошибок. Тем не менее приговор его фигурантам все равно не за горами.