Секретарша из преисподней: участница истребления людей в концлагере Штуттгоф предстала перед судом

В Германии на этой неделе предъявили обвинение стенографистке с фабрики смерти. Ирмгард Фурхнер сейчас 96, а в 18 она была помощником начальника концлагеря Штуттгоф. Все подробности у исторического обозревателя телеканала «МИР 24» Дмитрия Барбаша.

Секретарша из преисподней: участница истребления людей в концлагере Штуттгоф предстала перед судом
© Мир24

«Уже в первые дни меня вместе с целой бригадой отправили работать при крематории. Мы сортировали вещи убитых. Особенно искали драгоценности, часы, золотые коронки. Все это мы складывали в ящики. Некоторые вещи еще хранили тепло бывших хозяев», – рассказал бывший узник концлагеря Штуттхоф Хаим Голани.

В концлагерь Штутгоф Хаим Голани попал в декабре 1944-го. Тогда ему только исполнилось 15. После ледяного душа на морозе заключенным выдали полосатые робы и деревянные башмаки. Все это узник нацизма хорошо помнит и спустя почти 80 лет.

«Это мои свидетельские показания на нацистку фрау Фурхнер, секретаря концлагеря Штуттхоф, которые я передал суду в Германии».

Эту пожилую женщину обвиняют в соучастии в массовых убийствах более 11 тысяч человек. С июня 1943-го по апрель 1945 года фрау Фурхнер работала секретарем у коменданта лагеря Штуттгоф Пауля Вернера Хоппе.

Концлагерь Штуттгоф расположен в 37 километрах от Гданьска. Его построили сразу после нападения Германии на Польшу в сентябре 1939-го. Освободили концлагерь части 3-го Белорусского фронта 9 мая 1945-го. Через него прошли более 100 тысяч узников нацизма. Русские, белорусы, евреи, поляки. Погиб каждый второй.

«На каком-то этапе немцы провели операцию по удалению из гетто всех детей, которые не могли работать. Их уничтожили».

Шломо Резник в Штуттгофе выжил чудом. Дети немцам были не нужны. Их сразу отправляли на смерть.

«Мы стояли рядами, а немец ходил и смотрел, кто не может работать. Детей 14 лет, как я, отправляли в газовую камеру. Папа насыпал мне в ботинки песка, чтобы я был повыше ростом. Немец остановился возле меня и спросил, сколько мне лет. Я сказал: семнадцать с половиной. Немец сказал: похоже на правду, и оставил меня в покое», – рассказал Шломо Резник.

В Штуттгофе над заключенными ставили медицинские эксперименты. Изучали воздействие горчичного газа на организм. Тысячи женщин были стерилизованы. Немцы пытался найти способ, как в кратчайшие сроки сделать бесплодными миллионы людей.

«Делая бумажную работу, она прекрасно понимала, что происходит на территории концлагеря, что ждет узников, что с ними происходило», – отметил военный историк Константин Семенов.

Это уже вторая попытка начать процесс. Обвинение Ирмгард Фурхнер должны были предъявить еще 30 сентября. Но тогда 96-летняя пенсионерка сбежала по дороге в суд. Задержали ее только вечером.

Адвокаты Фурхнер утверждают: их подопечная всего лишь работала машинисткой. Вела документацию, и о массовых убийствах и зверских пытках ничего не знала. Но остались еще свидетели, которые на всю жизнь запомнили пару – Ирмгард Фурхрнер и Пауль Хоппе.

«Одеты они были с иголочки – фуражки с черепами, плетки из бычьих хвостов, и у каждого на ремне надпись: «С нами Бог», блестящие сапоги. Я помню, как они этими сапогами наступали людям на лицо. А плеткой могли разрубить руку до кости. Охранники били и плевали в заключенных, а начальник и секретарь Фурхнер стояли и смеялись», –вспоминает Хаим Голани.

Полвека назад фрау Фурхнер уже была в суде. Правда, всего лишь в статусе свидетеля, когда разбирали дела высокопоставленных нацистов. В том числе и ее бывшего начальника.

«Штурмбанфюрер Хоппе получил 9 лет. Человек, виновный в гибели 65 тысяч человек, получил 9 лет, и их не отсидел», –указал военный историк Константин Залесский.

Для подобных процессов в Германии долгое время нужны были непосредственные свидетели казней и пыток. А их с каждым годом все меньше и меньше. Но все изменило дело нацистского преступника Ивана Демьянюка, охранника в концлагере Собибор.

«Была продвинута норма, что, если человек стоял на вышке, он обеспечивал нарушение прав человека, военных преступлений. Если этот человек был бухгалтером и занимался цифрами, он обеспечивал снабжение продовольствием, одеждой тех, кто совершал эти преступления», – пояснил Константин Залесский.

Фрау Фюрхнер – первая женщина за много лет, которую судят за нацистские преступления.

«Она была вольнонаемной. Женщины, которых принимали на службу в концлагеря, поступали на службу во вспомогательный корпус СС. То есть, она не была членом СС, она носила такую серенькую формочку, у нее были нашиты руны СС на кармашке. Но это подразумевало, что она служит в подразделениях СС», отметил Константин Залесский.

Скорее всего, наказание для Ирмгард Фурхнер будет не строгим. В прошлом охранника этого же лагеря Бруно Дея осудили всего-то на два года условно.

«Эта дама, нацистка, сама по себе, возможно, не имеет значения. В таком возрасте с нее уже много не наскребешь. Но это правосудие очень важно для истории. Для наших детей», – уверен Хаим Голани.

Это были настоящие фабрики смерти. Людей травили газом, морили голодом, сжигали в печах. Заключенные умирали от непосильного труда и нечеловеческих условий содержания. Всего, по разным данным, через нацистские лагеря прошло более 18 миллионов узников. Уничтожено 11 миллионов. Из них от 5 до 6 миллионов – граждане Советского Союза. И каждый пятый – ребенок. История Фурхнер – уникальный, но не единственный процесс. В Германии сейчас рассматривают дело бывшего охранника концлагеря Заксенхаузен. Его обвиняют в соучастии в убийстве более 3,5 тысячи заключенных во время Второй мировой. Подсудимому 100 лет. И, вероятно, это последние в истории суды над нацистскими преступниками.