Войти в почту

Судьбу обвиняемых в убийстве Япончика решат восемь присяжных

Мосгорсуд приступил к рассмотрению дела об убийстве самого авторитетного вора в законе на постсоветском пространстве — Вячеслава Иванькова, более известного как Япончик. Оно было совершено в 2009 году. Перед судом предстали двое предполагаемых соучастников из числа вероятных исполнителей преступления — уроженцы Абхазии 67-летний Муртази Шадания и 55-летний Джамбула Джанашия. Свою судьбу они доверили присяжным, которым и заявили, что вину не признают. По мнению адвокатов, у подсудимых имеются серьезные шансы на успех.

Судьбу обвиняемых в убийстве Япончика решат восемь присяжных
© BFM.RU

Из формально открытого процесс по одному из самых резонансных преступлений последних лет фактически превратился в закрытый — в суд журналистов не пустили из-за пандемии и ограничительных мер, которые вот уже второй год сохраняются в судах и только усилились в последнее время. При том что на заседание по аресту фигурантов журналистов пускали даже во время карантина.

Как удалось узнать Business FM, первое заседание заняло не более часа. В ходе него представитель прокуратуры сообщила фабулу обвинения. Однако основной гособвинитель — прокурор Борис Локтионов, известный участием не в одном десятке громких дел (например, в деле Карины Цуркан, осужденной за шпионаж), на слушании не присутствовал.

Один из признавших вину

Как установил Следственный комитет, расправа над криминальным авторитетом — дело рук уроженцев Абхазии Астамура Бутбы и Нугзара Папавы, ранее заочно арестованных Басманным судом Москвы. Он же в апреле 2021 года заочно заключил под стражу и предполагаемого заказчика убийства Япончика — объявленного в розыск 60-летнего грузинского вора в законе Илью Симонию по кличке Махо. По информации СМИ, в результате конфликта с Иваньковым он лишился титула вора в законе и таким образом пытался себе его вернуть, сумев сделать это лишь в 2019 году.

Когда вечером 28 июля 2009 года Иваньков выходил из ресторана «Тайский слон» на Хорошевском шоссе, Бутба сделал роковой для 69-летнего авторитета выстрел из снайперской винтовки. Киллер расположился в припаркованной неподалеку «Газели». Нугзар Папава сидел рядом в другой, угнанной автомашине, — он прикрывал отход киллера, вооружившись автоматом Калашникова, который, впрочем, не понадобился. Со сквозным ранением живота Иваньков прожил еще два с половиной месяца и умер 9 октября от осложнений в больнице. По данным следствия, Бутба и Папава прячутся на родине, в Абхазии.

Более десяти лет следствие буксовало, пока не были задержаны трое фигурантов: Каха Газзаев, Муртази Шадания и Джамбула Джанашия. Их обвинили в убийстве (пп. «ж», «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ), а также в незаконном обороте оружия и боеприпасов (ч. 3 ст. 222 УК РФ).

Первый из них получил в 2018 году пять лет колонии за несколько эпизодов краж. Он предпочел признать вину, заключив сделку со следствием и дав показания против других соучастников. В апреле 2021 года Савеловский суд Москвы приговорил его к 14 годам заключения.

Цена жизни авторитета

Что же касается Муртази Шадании (был трижды судим в 1991, 1998 и 2012 годах) и Джамбулы Джанашии (у него судимости не было, согласно открытым данным, в последние годы он занимался торговлей машинами и оборудованием), то, по версии следствия, они вместе с подельниками не раз выезжали к месту преступления.

Именно Шадания, как считает следствие, привез в столицу орудие убийства — снайперскую винтовку Драгунова, а также изучил распорядок дня жертвы, чтобы выбрать место убийства. Ему помогал Джанашия, который в день совершения убийства был неподалеку и обеспечивал связь исполнителей с организаторами расправы. Кстати, как удалось узнать Business FM, на следствии последний не отрицал факт знакомства с Симонией, однако настаивал, что никогда возможность убийства Иванькова с ним не обсуждал.

По данным газеты «Коммерсантъ», соучастники получили за устранение Иванькова от Симонии «несколько десятков миллионов рублей», однако точная сумма в деле не названа.

После того, как представитель прокуратуры выступила перед присяжными со вступительным словом, подсудимые заявили, что вину не признают. Их позицию также передали и адвокаты. Вот что рассказал Business FM защитник Джамбулы Джанашии Леван Вардая.

Леван Вардая адвокат «Сторона защиты и подсудимые, естественно, вину в совершении преступления не признали. Их позиция со стадии предварительного следствия не изменилась. Они считают себя невиновными и настаивают на невиновности. Сторона защиты также в свою очередь заявила о невиновности подсудимых, и по окончании заседания был установлен порядок исследования доказательств».

В соответствии с ним, первым доказательства 20 октября начнет представлять обвинение. Как сообщили в пресс-службе Мосгорсуда, в этот день стартует допрос свидетелей.

Основные свидетели

Основным из них, как ожидается и станет Каха Газзаев. Он будет либо доставлен на процесс, либо будет участвовать в нем по видео-конференц-связи, как это нередко практикуется в последнее время. Еще одним свидетелем обвинения должна стать некая гражданка Аванесова, о которой стало известно еще в ходе ареста Муртази Шадании в феврале 2020-го. Сам он, впрочем, назвал ее «ранее судимой» наркоманкой, которая таким образом выбивает себе «поменьше срок».

Защитница Шадании Анна Морозова отказалась комментировать Business FM дело на данной стадии. В свою очередь Леван Вардая пояснил, почему адвокаты скованы в комментариях. «Мы хотим получить оправдательный вердикт и приговор, которые устоят в вышестоящих судах. А, как вы знаете, в последнее время очень распространена практика того, что из-за заявлений в прессе вышестоящей суд отменяет приговор, считая это некой формой давления на присяжных», — сказал адвокат. При этом он заявил, что «согласно материалам дела, у защиты есть хорошие шансы на оправдательный приговор».

По мнению участников процесса, суд по резонансному делу не займет много времени и, скорее всего, завершится еще до Нового года. Интересно, что для самого Иванькова процесс в Мосгорсуде с присяжными летом 2005 года обернулся удачей: они оправдали его по обвинению в двойном убийстве и выпустили на свободу. Тогда народных судей было 12, теперь их по закону восемь.