Суд оправдал новосибирского банкира, обвинённого в легализации преступных миллионов
В СИЗО заместитель председателя правления банка «Пушкино» попал ещё в 2017 году. Павла Чернявского взяли под стражу после обвинения в том, что финансист способствовал выдаче заведомо невозвратного кредита на сумму более 250 миллионов рублей.
В октябре 2018 года в Железнодорожный районный суд было отправлено его уголовное дело: Павлу Чернявскому инкриминировали две статьи УК РФ — 174.1 (легализация денежных средств, приобретенных лицом в результате совершения им преступления) и 159 (мошенничество).
В мае 2020-го во время очередного заседания по делу произошёл неожиданный поворот: главный свидетель обвинения, предприниматель Наталья Ускова, на показаниях которой в основном и строилось обвинение, во время одного из допросов заявила в судебном процессе, что она «заблуждалась» и ранее данные ею показания подтвердить отказалась.
Кредит, сомнения в возвратности которого стали основанием для возбуждения уголовного дела был выдан ОАО «АБ «Пушкино» в 2012 году ООО «ИнвестСтрой». В этот период времени директором компании являлась Наталья Ускова. Она и подтвердила важность инвестирования в проект, а потом обвинила Павла Чернявского в финансовом обмане.
В ходе судебного следствия также были допрошены сотрудники ОАО «АБ «Пушкино», члены кредитного комитета банка, представители Центрального банка России.
– Все они подтвердили, что кредит был выдан обоснованно, и были все основания считать, что кредит возвратный. Срок возврата кредита 2022 год, и у заемщика есть возможность этот кредит вернуть, – рассказывал год назад адвокат Чернявского Сергей Николаев.
19 мая 2016 года ООО «ИнвестСтрой» по решению арбитражного суда Новосибирской области было признано банкротом, а конкурсным управляющим был назначен Александр Андрусейко. Он и обнаружил в этом деле странную закономерность.
– После того как деньги поступили на расчетный счет «ИнвестСтрой», они были переведены на юридическое лицо, где Наталья Ускова также являлась директором. Общество, на которое переводились денежные средства, было ликвидировано. И арбитражный управляющий в рамках дела о банкротстве обратился о взыскании убытков с Усковой в размере суммы кредита и процентов, — пояснял «Прецеденту» Александр Андрусейко.
К весне 2020 года Павел Чернявский находился в СИЗО 2,5 года. Все попытки защитников изменить в суде меры пресечения заканчивались неудачами. Между тем, топ-менеджеру банка становилось в заключении всё хуже и хуже. Адвокаты финансиста подали жалобу на чрезмерно долгое содержание Черянвского под стражей в Европейский суд по правам человека.
Точку в этом многолетнем разбирательстве Железнодорожный районный суд поставил сегодня, 15 сентября. И в действиях Павла Чернявского составов преступлений не выявлено. Уголовное дело и возбуждалось-то по факту предположительного хищения денежных средств банка «Пушкино» путем выдачи невозвратного кредита ООО «ИнвестСтрой».
— Инициатором возбуждения уголовного дела выступила государственная корпорация АСВ, которая с 2013 года представляла интересы банка «Пушкино» в рамках дела о банкротстве. В ходе предварительного следствия Чернявскому было предъявлено обвинение в том, что он фактически руководил организацией «ИнвестСтрой» и якобы произвел действия, направленные на выдачу заведомо невозвратного кредита, — пояснила «Прецеденту» адвокат Чернявского Алина Новикова. — В судебном процессе мы находись практически три года, была исследована многочисленная электронная переписка сотрудников банка «Пушкино» и другие материалы. Все дело составляет более 300 томов. Но предъявленное Павлу Чернявскому обвинение в итоге не нашло своего подтверждения в суде.
Таким образом, Павел Чернявский потерял четыре года жизни, находясь в СИЗО. И по этому поводу финансист тоже может обратиться в Европейский суд по правам человека.
— За П.А. Чернявским признано право на реабилитацию и обращение в суд с требованием о возмещении имущественного и морального вреда, связанного с уголовным преследованием. Приговор не вступил в законную силу, — сообщили в Железнодорожном районном суде.
Следует отметить, что оправдательные приговоры составляют лишь несколько процентов в общей массе рассмотренных дел. Так, например, в декабре 2019 года Октябрьский суд оправдал экс-директора Новосибирского планетария Сергея Масликова, но позже его дело вновь отправили на пересмотр.
Елена Отмахова, Светлана Воронкова