Войти в почту

22 года назад в Москве произошел теракт на улице Гурьянова: 106 жертв исламского терроризма

События, предшествующие теракту

22 года назад в Москве произошел теракт на улице Гурьянова: 106 жертв исламского терроризма
© runews24.ru

Напоминаем, что в те годы Россия не могла оправиться от Первой Чеченской войны. В августе того же года в Дагестан вломились боевики «Исламской миротворческой бригады» под руководством террористов Шамиля Басаева и Хаттаба. Боевики этой же террористической организации участвовали в организации и осуществлении теракта на Дубровке в 2002 году.

Фактически вторжение боевиков в Дагестан стало началом Второй Чеченской кампании, террористы распространяли идеи ваххабизма и шариата по Чечне и всему Кавказу. Теракт на улице Гурьянова стал одним из актов устрашения российского общества, террористы также пытались оказать влияние на принятие решений российскими властями по ликвидации последствий нападения на Дагестан.

Взрыв в Москве также стал частью серии терактов, произошедших в Москве, Волгодонске и Буйнакске. Всего в результате терактов погибли 307 человек, более 1,7 тысячи человек получили ранения различной степени тяжести. Все теракты организовали Шамиль Басаев вместе с наемником Хаттабом, которые впоследствии в ходе Второй Чеченской войны были ликвидированы.

Ночь на 9 сентября 1999 года

Взрыв в жилом доме на улице Гурьянова произошел в 23 часа 59 минут 58 секунд по московскому времени. Трансляция с места произошедших событий производилась по всем российским телеканалам. Взрыв произошел на первом этаже девятиэтажного дома №19, взрывотехники позднее установили, что мощность взрыва составила 350 килограммов в тротиловом эквиваленте.

Взрывной волной были деформированы конструкции дома №17, который стоял по соседству с 19-м домом. Погибли 106 человек, 690 мирных граждан получили различные по степени тяжести ранения. Позднее по свидетельствам трех родственников, в морге лежали неопознанные останки более 90 жертв трагедии, писал в 2011 году «Московский комсомолец». По результатам первоначальной экспертизы было установлено наличие тротила и гексогена на месте взрыва.

Расследование взрыва

9 сентября 1999 года было возбуждено уголовное дело № 275209. На следующий день по месту жительства генерального директора ЗАО «Делко-2» Марио Блюменфельда правоохранительные органы провели обыски. Он сдал в аренду одно из помещений в доме №19 незадолго до взрыва, чем привлек внимание следствия. В ходе обысков были изъяты тетрадный лист с текстом «ООО Бранд-2 Лайпанов Мухит Назирович», записная книжка с записями данных на Лайпанова М. Н., а также договор от 5 сентября 1999 года между ЗАО «Делко-2» и ООО «Бранд-2» по аренде складского помещения в доме № 19 по улице Гурьянова – слишком много совпадений.

11 сентября 1999 года в гостинице «Алтай» следователи изъяли анкеты на имена Мухита Лайпанова и Дениса Сайтакова. В анкетах было сказано, что Мухит Лайпанов и Денис Сайдаков проживали в вышеуказанной гостинице. 13 сентября следствие изъяло у М. И. Ежова диспетчерские журналы учета грузоперевозок в период за июнь-сентябрь 1999 года. В изъятом журнале была следующая запись: «8/09 Бычок 37 9.00 Люблино 150 4+1 726-74-89 Михаил ул. Краснодарская д.70 База налево зелёные ворота охрана собаками — Печатники — Каширка; 35 577 Пруж, 750». В этот же день водитель ОАО «35 автокомбинат» А. В. Прушинский, который осуществлял перевозку мешков со склада по Краснодарской улице на улицу Гурьянова и на Борисовские Пруды, показал милиционерам помещение в доме на Борисовских Прудах, куда выгружались мешки. По указанному адресу правоохранители нашли 50 мешков с бирками «Сахар», в 38 из которых находилось сыпучее вещество серебристого цвета, в 12 мешках был сахарный песок. Кроме того, в доме №16, корпус 2 были найдены 13 предметов, похожих на электродетонаторы, две бухты детонирующего шнура, шесть коробок цилиндрической формы со световыми индикаторами красного цвета на боках коробок и двумя проводами, которые выходили из коробок.

16 сентября следствие во время осмотра склада по улице Краснодарской, дом 70, изъяло 76 мешков с самодельным смесевым аммиачно-селитренным взрывчатым веществом, общий вес которых составлял 4 109 килограммов. На следующий день были вынесены постановления об избрании меры пресечения — содержание под стражей – для Юсуфа Крымшамхалова и Тимура Батчаева, 19 сентября аналогичное решение было принято в отношении Адама Деккушева. В тот же день Юсуф Крымшамхалов, Адам Деккушев и Тимур Батчаев были объявлены в розыск. В дальнейшем уголовное дело №275209 объединили с другим уголовным делом, возбужденным по факту взрыва на Каширском шоссе, в результате которого погибли 124 человека, семеро получили различные по степени тяжести травмы.

Подготовка террористов и выводы московских следователей

Следствие по результатам расследования выяснило, что взрыв в доме по улице Гурьянова стал частью серии терактов, произошедших с 4 по 16 сентября 1999 года. Террористические акты были организованы и профинансированы руководителями незаконного вооруженного формирования Исламский институт «Кавказ» Эмиром аль-Хаттабом и Абу Умаром. Теракты были направлены на массовую гибель мирных граждан для нарушения общественной безопасности, устрашения населения и оказания воздействия на принимаемые властью решения по ликвидации последствий вторжения исламистов в Дагестан.

Абу Умар и Хаттаб также имели связь с руководителями Карачаевского ваххабитского джамаата, которые принимали участие в организации теракта в Волгодонске, двух терактов в московском метро (52 погибших), терактов в Краснодаре (двое погибших), Воронеже (один погибший), а также в Ставропольском крае и Ростовской области. Группировка была ликвидирована в 2003 году. Так вот, Абу Умар и Хаттаб обратились к лидерам «мусульманского движения №3» с просьбой в оказании содействия в организации теракта. Один из председателей террористической группировки Ачимез Гочияев собрал группу диверсантов. Также он лучше других подходил для руководства операцией, так как хорошо знал Москву, являлся «правоверным мусульманином», прошел обучение в лагере Хаттаба и имел боевые навыки.

Взрывчатка была изготовлена в поселке Мирный в Ставропольском крае, где были смешаны тротил, сахар, алюминиевая пудра и аммиачная селитра. Из Мирного взрывчатку переправили на базу в Кисловодске, которой руководил дядя одного из ваххабитов, а именно Юсуфа Крымшамхалова. В Кисловодск грузовик со взрывчаткой пропустил сотрудник ГИБДД Станислав Любичев (его позднее осудят на 4,5 года лишения свободы), на продуктовой базе террористы расфасовали смесь по мешкам с биркой Эркен-Шахарского сахарного завода, после чего распределились по нескольким группам для перевозки смеси в ряд городов.

В июле и августе 1999 года Гочияев и Сайтаков несколько раз посещали Москву для того, чтобы выбрать помещения для осуществления терактов. Они проживали в разное время в гостиницах «Измайлово», «Золотой колос», «Восход» и «Алтай» в целях конспирации. 30 августа Гочияев в Москве оформил на Мухита Лайпанова предприятие ООО «Бранд-2», и от его имени 5 сентября арендовал помещения в доме на улице Гурьянова с ЗАО «Делко-2», а также с ООО «Трансервис» на Краснодарской улице.

31 августа Хаким Абаев заказал водителю Н.Тишину перевозку сахара в Москву. Водитель не знал о планах террористов, и 4 сентября 1999 года выехал на автомобиле «Мерседес-Бенц 2236» вместе с напарником из Кисловодска в Москву. Хаким Абаев по приезду автомобиля сопровождал его до стоянки на МКАД, а 7 сентября довел грузовик до склада на Краснодарской улицы.

Фотороботы террористов

8 сентября террористы перегрузили часть взрывчатки в помещение на улице Гурьянова. Водители, перевозившие груз, не знали о планах террористов. Итого, ко взрыву на улице Гурьянова оказались причастны:

Ачимез Гочияев (находится в федеральном и международном розыске, по некоторым сведениям, скрывается в Турции); Денис Сайтаков (ликвидирован в Чечне); Хаким Абаев (ликвидирован 30 мая 2004 года в ходе спецоперации в Ингушетии); Равиль Ахмяров (ликвидирован в Чечне); Юсуф Крымшамхалов (арестован в Грузии, 7 декабря 2002 года экстрадирован в Россию и приговорен к пожизненному заключению в январе 2004 года); Адам Деккушев (арестован в Грузии, 14 апреля 2002 года экстрадирован в Россию и приговорён к пожизненному заключению в январе 2004 года).

Судебные процессы против причастных к теракту

Кисловодский городской суд 14 мая 2003 года приговорил сотрудника ГИБДД Станислава Любичева к 4,5 годам лишения свободы, о чем уже говорилось выше. Его обвинили в получении взятки за беспрепятственный пропуск грузовика со взрывчаткой в Кисловодск. Груз перевозили на грузовике «КамАЗ», который был технически неисправен, кроме того, водитель не имел сопроводительных документов на перевозимый груз. Сотрудник ГИБДД также лично сопроводил начиненный взрывчаткой грузовик до «Реалбазы хлебопродуктов», откуда смесь позднее вывезли в Москву для взрыва дома на улице Гурьянова.

Московский городской суд 12 сентября 2004 года приговорил к пожизненному заключению Адама Деккушева и Юсуфа Крымшамхалова. Оба они обвинялись в совершении террористических актов, в частности, в доме по улице Гурьянова. Верховный суд России 8 июля того же года оставил в силе приговор Мосгорсуда.

Память о погибших в теракте на улице Гурьянова

Уже 19 сентября дома №17 и №19 были снесены взрывотехниками. Жильцы домов были выселены, их расселили по другим местам обитания. В 2001 году постановлением Правительства Москвы от 12 октября 1999 года № 939 «О строительстве жилых домов по ул. Гурьянова, владение 17, 19» были построены сразу четыре 25-этажных дома.

Бывший президент России Борис Ельцин объявил 13 сентября 1999 года днем общенационального траура. В этот же день, 13-го числа, на Каширском шоссе в Москве произошел еще один теракт, в котором, как говорилось выше, погибли 124 человека.

Также в 2000 году на месте взрыва на улице Гурьянова был установлен памятный знак в виде гранитного часовенного столба на постаменте, а территория вокруг него была облагорожена. Недалеко от места трагедии был построен храм-часовня в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость», и в 2003 году состоялось его открытие.

После 1999 года Россию ждали новые теракты: Дубровка, где погибли 130 заложников, Каспийск с 45-ю погибшими, взрыв на Замоскворецкой линии, в котором погиб 41 человек, а 1 сентября 2004 года до сих пор является кровоточащей раной на теле каждого постсоветского гражданина – Беслан. Организаторами всех этих террористических актов были исламские террористы – Шамиль Басаев и его сообщники.

Либеральное сообщество по-прежнему пытается внедрить в умы людей, что теракты в Москве могло организовать ФСБ, что силовики стреляли по беззащитным детям из танка в бесланской школе. Некоторые журналисты, СМИ-иноагенты уже два десятилетия пытаются вбрасывать эти идеи. С какой целью это делается – догадаться не сложно. Но правда говорит о другом, что террористы продолжают пытаться дестабилизировать ситуацию в стране, а российские спецслужбы, стоящие на страже безопасности граждан, регулярно задерживают приспешников террористов в российских регионах, порой ценою жизни и здоровья предотвращая возможные трагедии. И, конечно же, нужно помнить подвиг московских спасателей, голыми руками разбиравших завалы разрушившегося дома на улице Гурьянова. На всех этих людях держится стержень нашей страны.

Фото: из открытых источников