Главархив рассказал о писателе Алексее Толстом в день его рождения
В Архивном фонде хранятся отдельные материалы, связанные с именем Алексея Толстого, автора новелл в стихах, многочисленных драматических и лирических работ, в том числе исторического романа «Князь Серебряный» и драмы «Царь Борис». Здесь представлены документы конца XIX – первой четверти XX веков, рассказывающие об увековечении памяти писателя: материалы о подготовке мероприятий к 100-летию со дня рождения Толстого, о проведении концертов, литературных вечеров с исполнением его произведений. Кроме того, в фонде хранятся иллюстрации известного графика Александра Журова к трагедии «Царь Фёдор Иоаннович», а также к балладам, поэмам и былинам.
Алексей Толстой родился 5 сентября (по старому стилю – 24 августа) 1817 года в Санкт-Петербурге. Родителями будущего писателя были граф Константин Толстой и Анна Перовская, после расставания которых маленький Алексей остался жить с матерью в родовом имении Погорельцы Черниговской губернии.
Большое влияние на мальчика оказали произведения дяди – писателя Алексея Перовского, чей литературный псевдоним звучал как Антоний Погорельский. Именно для племянника он создал детскую сказочную повесть «Чёрная курица, или Подземные жители».
Первые фантастические и одновременно романтические повести Алексея Толстого – дилогия «Семья вурдалака» и «Встреча через 300 лет» – появились в конце 1830-х годов. Затем в 1850-1870-х годах были опубликованы переводы и лирические стихотворения писателя. Более 70 стихотворений Алексея Толстого были положены на музыку композиторами Петром Чайковским, Николаем Римским-Корсаковым, Цезарем Кюи, Александром Бородиным и стали классикой русского романса.
Одним из самых лучших образцов романтического жанра стал опубликованный в 1862 году исторический роман о временах опричнины «Князь Серебряный». Тогда же появилась драматическая трилогия «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович» и «Царь Борис». Уже в 1867 году на сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге была поставлена первая часть трилогии, она же в 1868 году появилась в придворном театре герцога Саксен-Веймарского. А первой постановкой Московского Художественного театра в 1898 году стала пьеса «Царь Фёдор Иоаннович».
В 50-60-е годы XIX века Алексей Толстой вместе со своими двоюродными братьями Алексеем, Владимиром и Александром Жемчужниковыми создал комического литературного персонажа – Козьму Пруткова, поэта-сановника и директора Пробирной Палатки. Помнится творчество Козьмы и до сих пор. Вот, например, известные его афоризмы: «Зри в корень!», «Никто не обнимет необъятного», «Если хочешь быть счастливым, будь им», «Лучше скажи мало, но хорошо», «Гони любовь хоть в дверь, она влетит в окно», «Что имеем – не храним; потерявши – плачем».
Архивные материалы свидетельствуют о том, что интерес к творчеству писателя не угасал и после его кончины. Так, в 1899 году на концерте в реальном училище знаменитая Мария Ермолова прочла стихотворение «Алёша Попович», а актер Михаил Садовский на том же вечере выступил с балладой «Змей Тугарин», лучшей, по словам Алексея Толстого, из его баллад.
Готовиться к празднованию столетия со дня рождения писателя в 1917 году Московская городская Дума начала еще в декабре уходящего тогда года. Инициатором мероприятия стал общественный деятель, гласный Московской городской Думы, «радетель живой старины» Николай Шамин.
В июне 1917 года на чрезвычайном собрании, несмотря на сложную политическую обстановку, Дума решила провести в память о писателе литературные чтения, постановки его произведений, а также тогда одному из городских училищ присвоили его имя.
Сам же Николай Шамин назвал Алексея Толстого «страстным любителем русской природы и русской старины, воспевавшего прекрасными звучными стихами минувшие события русской жизни» и олицетворявшего «нашу любимую Родину».