Побег из изолятора в Истре. Что известно о заговорщиках?
Пятерых беглецов из изолятора временного содержания в подмосковной Истре все еще не поймали. Они сбежали минувшей ночью. Как считает следствие, заговорщики выломали лоток для подачи еды и открутили замок гаечным ключом. Впрочем уже появились новые версии. Одним из сбежавших, и, как уверяет следствие, зачинщиком побега был Александр Мавриди. Его связывали с убийством так называемого колбасного короля Владимира Моругова.
На записях с камер видно, как по улице быстрым шагом, а иногда и бегом — передвигается группа из пяти мужчин. Они озираются по сторонам и стараются быстрее покинуть освещенные улицы.
Все пятеро беглецов из ИВС в подмосковной Истре — граждане Молдавии. Это Иван Цуркану, Александр Бутнару, Денис Грозаву, Николай Тетеря и Александр Мавриди. Последний — самый известный. По мнению следствия, он и был зачинщиком побега, пишут СМИ.
Каким образом все они выбрались из изолятора, пока неясно. Рабочая версия — через окошко для подачи еды, злоумышленники открутили замок гаечным ключом. ИВС, конечно, не СИЗО, но поверить в такой сценарий пока сложно, говорит управляющий партнер компании «РИ-консалтинг», бывший следователь Роман Воронин.
Роман Воронин управляющий партнер компании «РИ-консалтинг», бывший следователь «Изоляторы временного содержания, как правило, организованы при отделах полиции, при отделах внутренних дел. Там, конечно, не такая серьезная система безопасности, как в СИЗО или уже в колониях, но вместе с тем все равно там тамбурная система, тяжелые запорные двери, которые не так просто взять и открыть. И там нет такого, что есть какой-то ключ, какой-то болт, который можно открутить и выйти. Поэтому все это пока предварительная информация, и звучит она, мягко говоря, странно и неправдоподобно».
Все, что известно о четырех из беглецов, — их подозревали в мелких кражах. Пятый, Александр Мавриди, — случай особый. В ноябре прошлого года бизнесмен Владимир Маругов, владелец компаний «Мясная империя» и «Озерецкие колбасы», он же «колбасный король», — был застрелен в бане, в своем загородном доме. Застрелен, что необычно, из арбалета. Следователи вышли на Мавриди, а потом нашли в его доме мужчину, прикованного наручниками. Пожилого адвоката целых два года держали в заточении и избивали, чтобы тот переписал на Мавриди и его подельников дорогую недвижимость.
К представленной версии об организации побега есть куча вопросов. Как беглецы получили гаечный ключ? Почему провода от камеры на здании ИВС перерезаны? Почему в шестиместной камере оказалось семь человек, да еще пять молдаван, да еще и подселили Мавриди в последний момент? Оставшиеся в камере двое заключенных говорят, что в момент побега спали. В конце концов, где были дежурные, охрана, смотрящие? Пропажу беглецов обнаружили только утром. Сплошной бардак, констатирует бывший старший следователь по особо важным делам Владимир Калиниченко:
Владимир Калиниченко бывший старший следователь по особо важным делам «Это все решается за взятки, иначе совершить побег из мест лишения свободы при современных технических условиях невозможно. Без коррумпирования, без взяток, без подкупа должностных лиц никакой побег был невозможен. Никогда невозможно, чтобы участники одной ОПГ содержались в одной камере, в такой ситуации вести следствие бессмысленно. Это называется простым словом „бардак“. Про открутили замок — это все сказки, это невозможно. Простой пример: когда раздается пища, идет человек, который везет телегу с едой, открывается окошко камеры, выставляется тарелка. Я знаю, какой порядок содержания под стражей, как их конвоируют, как их выводят и так далее. Ну это невозможно».
Источники ТАСС говорят, что беглецам могли помочь полицейские. Телеграм-канал Baza пишет, что заключенные просто вышли через заднюю дверь изолятора. Задержали двух сотрудников ИВС, но не за «халатность», их подозревают в «превышении должностных полномочий». Возможно, это намек, что давались взятки, говорит управляющий партнер «Легис групп» Максим Домбровицкий:
Максим Домбровицкий управляющий партнер «Легис групп» «Допустим, если это какое-то преступное бездействие, то, наверное, больше это в сторону халатности. Если следствие считает, что был именно умысел у сотрудников ИВС, направленный на то, чтобы освободить незаконным образом этих товарищей — за деньги, без денег, по каким-то личным обстоятельствам, — то тогда можно говорить о превышении должностных полномочий».
Пока же беглецы добавили себе немалые сроки. Об этом можно говорить с уверенностью. МВД возбудило дело о побеге. Оружия у беглецов, по данным полиции, нет. Скорее всего, у заключенных были помощники на свободе. МВД и прокуратура проводят свои проверки. Беглецов ищут в Москве, Подмосковье и соседних регионах. Полиция Молдавии уже предложила свою помощь. В Истре выставлены дополнительные посты, все ЧОП переведены на усиленный режим.