"По "Орлану" тормознулись": посадка гендиректора "Электроприбора" ударила по оборонзаказу
"Ущерб" сокращается, работа стоит — арестованный "генерал" о промежуточных итогах своего уголовного преследования
В УФСБ по Татарстану создана целая следственная группа по делу об афере с комплектующими для беспилотников "Орлан-10". Не все причастные к уводу полумиллиарда из бюджета установлены. Следователи опасаются связей обвиняемого гендиректора АО "Казанский завод "Электроприбор" в "государственном аппарате РТ". Сам арестованный Павел Шацких накануне не добился выхода из СИЗО, но в разговоре с журналистом "Реального времени" заявил: к финалу следствия "ущерб" дойдет до нуля".
"Имея широкий круг связей в государственном аппарате РТ"
Два месяца за решеткой не сломили казанского "генерала" от оборонки. На заседание суда по вопросу, где он проведет следующие три месяца, Павел Шацких прибыл в наручниках, белоснежной футболке от итальянского производителя и темных джинсах. От камер журналистов не прятался, в какой-то момент разговора со своими защитниками рассмеялся.
Надежды тысячного коллектива завода "Электроприбор" на скорый возврат шефа к работе вчера не оправдались. Не сработали пока и письма в его защиту в адрес президентов, министров и руководителей силовых ведомств федерального и регионального уровня. Вахитовский суд Казани посчитал, что даже под домашним арестом обвиняемый может создать проблемы следствию и оставил его до 8 ноября в СИЗО.
Само ходатайство следователя УФСБ по РТ Ильдара Хасанзянова в суде прозвучало лаконично — даже без суммы предполагаемого ущерба. Он напомнил, Шацких обвиняется в особо крупном мошенническом хищении бюджетных средств в рамках государственного оборонного заказа, причем, в составе группы лиц.
"По месту содержания под стражей обвиняемый характеризуется отрицательно", сообщил следователь. Но не стал уточнять, какие именно нарушения режима со стороны экс-депутата Казгордумы в татарстанском СИЗО-1.
Павел Шацких прибыл в наручниках, белоснежной футболке и темных джинсах. От камер журналистов не прятался. Фото: Ирина Плотникова
Хасанзянов напомнил уже звучавший при избрании меры пресечения довод: "Шацких пытался скрыть следы совершенного преступления, подготовив документы, обосновывающие правомерность привлечения определенных сумм от соисполнителей государственных контрактов , убеждая свидетелей подписать их прошлыми датами". Также представитель следственной группы УФСБ сослался на наличие у обвиняемого загранпаспорта и поделился мнением — фигурант может скрыться и влиять на пока не допрошенных свидетелей и подчиненных, что "материально зависимы" от него.
Из следующей фразы в поддержку ходатайства стало ясно — чекисты определились с кругом причастных к преступлению лиц, но не со всеми успели провести следственные действия. А потому есть опасения, что Шацких на воле предупредит недопрошенных и вообще создаст препятствия производству по делу "общаясь со своими соучастниками и имея широкий круг связей в государственном аппарате республики Татарстан".
Шацких о приостановке работ по госзаказу и "абсурдных" цифрах
Следователь объяснил, что в ближайшие месяцы он с коллегами намерен продолжить допросы свидетелей, провести судебную бухгалтерскую экспертизу и осмотреть весь объем изъятых по делу документов.
Замначальника отдела прокуратуры РТ Тимур Нуриев поддержал позицию УФСБ, заявив, что считает ходатайство обоснованным.
Из оглашенного судьей Айратом Галлямовым следовало — в качестве обвиняемого по делу допрошен не только Павел Шацких, но и второй фигурант этого дела — замдиректора по финансовым вопросам ООО "СТД-Радикс" Андрей Полшков.
Замначальника отдела прокуратуры РТ Тимур Нуриев поддержал позицию УФСБ, заявив, что считает ходатайство обоснованным. Фото: Ирина Плотникова
Напомним, в постановлении УФСБ о возбуждении дела фигурировала версия: оба руководителя похитили 446,2 млн рублей по 26 госконтрактам для нужд Минобороны — путем завышения цены закупки комплектующих у "СТД-Радикс", начиная с 2017 года.
При этом "Электроприбор" выступал соисполнителем госконтракта, поставляя в питерский "Специальный технологический центр" (СТЦ) гиростабилизированные телекамеры — "глаза" для производства многофункциональных беспилотников "Орлан-10". В свою очередь, московское "СТД-Радикс" с производственной базой в Казани обеспечивало "Электроприбор" комплектующими по данному проекту.
Именно к этим поставкам появились претензии у ФСБ, тогда как от госзаказчика претензий не поступало. А ведь в этом сегменте, по данным источников "Реального времени", казанский завод успел стать монополистом, полностью закрывая потребности производства беспилотников для нужд российской армии. В том числе по проекту "Орлан-10", чьи крылатые разведчики засветились в ходе боевых действий в Сирии.
Сам Павел Шацких в перерыве заседания дал понять, что старается отслеживать ситуацию с оборонными контрактами предприятия. С его слов, "в основном, гособоронзаказ, завод выполняет". На вопрос "Реального времени" о дальнейшем участии "Электроприбора" в проекте "Орлан-10" гендиректор ответил так: "К сожалению, пока тормознулось. Но намерены продолжать..."
"Электроприбор" выступал соисполнителем госконтракта, поставляя в питерский "Специальный технологический центр" гиростабилизированные телекамеры для производства многофункциональных беспилотников "Орлан-10". Фото: techcult.ru
Обвиняемый заявил, что никаких 446 миллионов рублей, фигурирующих в деле "изначально не было". "Это абсурдная цифра просто — если купить за рубль и продать за рубль", — оценил он версию следствия.
— Вторая цифра, уже с учетом затрат — около 200 миллионов, но она тоже некорректно посчитана... Где 400, а где 200? Думаю, дальше все пойдет в тех же темпах и дойдет до нуля, — поделился оптимистичным прогнозом арестованный гендиректор.— Надежда есть? — уточнила журналист "РВ".— У меня не надежда, а уверенность!
Далее Павел Шацких добавил, что его уверенность распространяется и на партнера из "СТД-Радикс". А вот вопрос, чем заслужил отрицательную характеристику в СИЗО, переадресовал к следователю.
"Я попросил бы следствие выбирать выражения!"
Адвокат обвиняемого Руслан Мадифуров считает — слова следствия об угрозах национальной безопасности страны и уводе бюджетных средств не подкреплены доказательствами: "Из представленных [в суд] материалов однозначно следует — никакого хищения денежных средств в размере 446 млн рублей — это почти полмиллиарда рублей — осуществлено моим подзащитным не было!"
Мадифиров пояснил — что вопросов о распределении и движении вышеназванной суммы следователи даже не ставили перед экспертом, несмотря на соответствующие ходатайства защиты. Почему этого не сделано — потому что со спецсчетов даже рубль не уйдет просто так, рассуждал адвокат, утверждая, о причастности его клиента ничего в представленных материалах нет, "к сожалению для следствия, к счастью для нас".
Защитник предложил заменить директору стратегического предприятия реальный арест домашним, оставив под "ежеминутным контролем" уполномоченных органов.
Адвокаты обвиняемого Руслан Мадифуров и Ольга Шелковникова. Фото: Ирина Плотникова
Второй адвокат обвиняемого Ольга Шелковникова попеняла силовикам на повтор доводов двухмесячной давности с так и не изъятым загранпаспортом и неустановленными свидетелями. "Мы все прекрасно понимаем — экономические составы в большей части доказываются документами, а никак не свидетельскими показаниями", добавила она, сообщив, что документы эти изъяты, и оформить доказательства задним числом у Шацких возможности нет.
"Кроме голых слов там больше ничего нет", — категорично оценил материалы обвинения сам арестованный. А затем оценил ключевой довод в пользу посадки — ту самую упомянутую следователем попытку "скрыть следы совершенного преступления", путем убеждения свидетелей подделать некий документ задним числом. С его слов, попытку эту силовики усмотрели в совершенно обычном телефонном звонке одному из подчиненных.
— Нет никакой причинно-следственной связи между этим документом и инкриминируемым мне преступлением, — считает Павел Шацких. — Не "совершенным", а инкриминируемым. Я попросил бы следствие выбирать выражения!.. В материалах дела есть документы, подтверждающие мои слова.
Оглашать материалы ни защита, ни председательствующий судья не стали. В совещательной комнате председательствующий Айрат Галлямов принял решение — арест продлить.
Присутствующий на заседании следователь и пресс-служба УФСБ по Татарстану от комментариев по "беспилотному" делу отказались. Защита была вынуждена воздержаться от деталей: незадолго до заседания с обоих адвокатов взяли подписку о неразглашении материалов предварительного следствия. Под угрозой уголовного преследования.