Войти в почту

Операция «Чистое поле»: случайности и закономерности в деле Максима Резника

Собрано «достаточно доказательств для предъявления Резнику обвинения в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.228 УК РФ (незаконный оборот наркотических средств)», уверяет главное следственное управления СКР по Санкт-Петербургу. Что ж, humanum errare est — человеку свойственно ошибаться. А задержанный депутат питерского ЗакСа Максим Резник, что бы ни говорили про него оппоненты, — безусловно, человек. Но ведь и следователи, ведущие это дело, тоже принадлежат к homo sapiens.

Фото: vk.com/maxim.reznik.

Что если на сей раз именно они пошли по ложному пути? Да, чаша весов, относящаяся к обвинению, смотрится весьма солидно: «Проведен комплекс мероприятий, направленных на установление всех обстоятельств произошедшего… комплекс судебных экспертиз, в том числе химические и генетические… допрошено более 10 свидетелей… Проведен ряд обысков по месту жительства и регистрации Резника».

Версия следствия такова: «Резник, обладающий особым правовым статусом, имея умысел на совершение преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств, не позднее 09 марта 2021 года, находясь на территории Санкт-Петербурга, незаконно приобрел для личного потребления у неустановленного лица наркотическое средство – каннабис (марихуану), включенное в Список I наркотических средств «Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсов, подлежащих контролю в Российской Федерации», массой 18,2 грамма».

Однако чаша сомнений в том, что дело абсолютно чисто и лишено какой бы то ни было политической подоплеки, тоже весьма тяжела. И, пожалуй, осмелимся предположить, даже весомее, нежели обвинительная.

Перечислим основные компоненты этого груза. Во-первых, непростая, мягко говоря, «кредитная история» наших доблестных правоохранительных органов. Сначала, как известно, ты работаешь на репутацию, а потом репутация работает на тебя. Но в данном случае репутация работает исключительно против версии следствия.

Тем, кто считает, что «органы никогда не ошибаются» (вариант: раньше, да, был грех, но теперь — ни-ни), стоит вспомнить не такую уж древнюю историю — дело журналиста Ивана Голунова. Тому, напомним, инкриминировалось почти то же самое — «незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств» (ст. 228.1 УК РФ).

Но в итоге в роли подсудимых оказались сами состряпавшие дело полицейские: они были признаны виновными в превышении должностных полномочий, фальсификации доказательств оперативно-разыскной деятельности и незаконном обороте наркотиков.

И подобных историй, что называется, вагон и маленькая тележка. Ну, в смысле — историй про незаконное преследование. Историй с таким хэппи-эндом, как голуновская, — с торжеством справедливости, с освобождением невиновного и осуждением правоохранителей-беспредельщиков — как раз очень немного. Раз-два, увы, и обчелся.

Во-вторых, дело Резника при всем желании не получается рассматривать вне политического контекста. Контекст же таков: в преддверии очередных думских и региональных выборов потенциальные кандидаты от оппозиции один за другим выводятся из игры. И, как правило, руками блюстителей закона.

Юлия Галямина, Любовь Соболь, Дмитрий Гудков, Максим Резник… Последним в списке, муниципального депутата Тверского района Москвы Кетеван Хараидзе, задержали в пятницу утром. За что именно, на момент работы над этим материалом еще не было известно. Зато известно, что незадолго до того Кетеван объявила о намерении баллотироваться в Государственную Думу. Для справки: Резник планировал переизбраться в питерский парламент.

Совпадение? Конечно, теория вероятностей допускает еще и не такую иронию судьбы. Но чем длиннее становится список «удаленных с поля», тем менее случайным это выглядит. Тем больше напоминает целенаправленную зачистку предвыборного политического ландшафта. Ходившие с конца прошлого года слухи о том, что перед выборами власть собирается провести операцию под кодовым названием «Чистое поле», сегодня отнюдь не кажутся преувеличенными.

Наконец третья составляющая — слова самого Максима Резника. Нет, не о его невиновности. Разумеется, прозвучали и они, но подследственного, понятно, нельзя считать незаинтересованным лицом в том, что касается его собственного дела.

Речь идет о прелюбопытной информации, обнародованной им в соцсетях почти два месяца назад, 20 апреля. На следующий день, напомним (это важно!), в Санкт-Петербурге, Москве и ряде других городов страны прошла несанкционированная акция.

«Пасли всю дорогу после выхода из Мариинского дворца, — сообщил Резник в этом своем посте. — На Сазоновской улице около 20:30 двое характерных мужчин, выйдя из машины, вежливо и настойчиво просят сесть с ними в машину. Вокруг — никого. Спрашиваю: «Вы собственно кто?» Отвечает тот, что пониже, видимо старший, с ухмылкой: «Государевы люди. По вашему — каратели»… Сообщают сходу: «Вы, Максим Львович, должны осудить завтрашнюю акцию как незаконную и провокационную».

Охреневая от наглости и неадекватности, волнуясь, естественно, спрашиваю, доставая депутатское удостоверение: «Вы все-таки кто? Документы можно посмотреть ваши? И кому я такое должен? И что будет, если откажусь?» Отвечают только на последний вопрос: «Откажитесь — станете не свидетелем, а обвиняемым по «делу о наркотиках». И сядете. И еще подумайте о ваших родных».

Опять совпадение? «Случайность, — говорил старина Энгельс, — это непознанная закономерность». Но тут «случайностей» так много, что и познавать ничего особо не надо. Никакой интриги, никакой мути, никаких неясностей. Точно так же, как и на стремительно очищающемся от «лишних людей» поле российской политики.

Источник

Сообщение Операция «Чистое поле»: случайности и закономерности в деле Максима Резника появились сначала на УНИКА НОВОСТИ.