«Когда увидел первый труп, было не по себе»: чем занимается современный криминалист
Шесть убийств в сутки и воры в законе
Работа у криминалиста хоть и интересная, но непростая. Зачастую приходится выезжать на вызов в любое время дня и ночи. А о выходных и вовсе придётся забыть – пятница, суббота и воскресенье - «лакомые» дни у преступников. Хотя злодеи сейчас относительно тихие, отмечает Александр Лесков:
Громкие преступления были в 90-х. Много убийств, в сутки до шести случаев. Когда я увидел первый труп, это был апрель 1994 года, мне было не по себе. Тогда я боялся даже вида крови, а потом привык ко всему. Стал воспринимать труп как объект исследования.
Тогда Лескову даже приходилось общаться с ворами в законе и уметь читать наколки, чтобы знать, как вообще разговаривать с человеком. Сейчас же такого нет, преступники стали «одноразовыми», как говорят эксперты. Большинство преступлений – это бытовые конфликты, кражи во время застолья.
Но встречаются и изощрённые преступления, когда преступники проникают в квартиры верхних этажей через крышу или по кондиционерам.
У нас было подобное в одном из свежепостроенных домов. Преступники (а они были альпинистами) залезли в помещение через крышу. Проникли в окно, вскрыли сейф, взяли деньги. К слову, один оборвался, упал вниз, лежал в реанимации, но второго не выдавал, - вспоминает старший эксперт, майор полиции Виктор Симоненко.
Детективные фильмы – правда или вымысел?
В фильмах криминалисты раскрывают преступление за несколько часов, но в жизни это не так. Специалисты шутят: хотелось бы работать, как «ФЭС», но пока это невозможно - просто потому, что подобной техники в реальности не существует, по крайне мере у нас.
К примеру, изъяли мы следы рук. После этого нужно приехать в отдел, отсканировать след, перевести изображение в нужный формат и закодировать в программе. Только она не найдёт точно такой же отпечаток, она может выдать 20 похожих. И мы начинаем сравнивать их, искать отличия и совпадения, - объясняет суть работы Виктор Анатольевич.
К слову, в фильмах есть одна большая ошибка – отпечатки пальцев. Реальные криминалисты называют их «следами», так правильно.
Но есть и сходство – логика. Это качество, которым должен обладать каждый эксперт, ведь иначе раскрыть преступление будет непросто.
Принесли мне как-то на исследование следы обуви. А там беспорядочные круги. Я смотрю и вижу, что нет между ними логики, не складываются они в рисунок. Помогло дело случая. Заехав по делам на аптечный склад, я увидел, там медицинские трости. Я у них взял образец, сравниваю со следами – подходит. Стал копаться, и выяснил, что это след костыля. Преступником оказался одноногий мужчина, который лазил по воздуховодам, проникал в офисные помещения, - рассказывает Лесков.
Драка за вещдоки и сон в шкафу
Но доходило и до смешного. Как-то нынешнему начальнику в буквальном смысле пришлось поссориться с лицами без определенного места жительства за бутылки:
У меня были вещдоки по убийству – бутылки из-под алкоголя. Оставил я их вечером на столе, думал, утром всё опишу, следы изыму. Прихожу – бутылок нет. Уборщица, доброй души человек, их выкинула! Подумала, что не нужные. Я пошёл их искать в мусорном контейнере, нельзя ведь вещдоки терять. А тут – «хозяева» контейнера объявились: «Мол, мужик, это наша территория, наши бутылки». Они прямо в драку бросились, но я своё отбил.
Был ещё смешной момент. Из кассы в заведении пропали деньги. Специалисты приехали на осмотр: всё в порядке, следов взлома/проникновения нет. И тут хозяин заметил, что у стены как-то не так стоит шкаф.
Мы сначала не поняли, в чём дело. Но оказалось, что за шкафом есть дверь. Преступник залез в неё и там переночевал. Ночью сделал своё дело, а днём вышел под видом клиента, - рассказывает Лесков.
Глаз да глаз
Определить преступника помогают различные методы исследования. Но все они, отмечают криминалисты, основаны на сравнении.
На сегодняшний день специалисты проводят семь видов экспертиз:
Дактилоскопическая – одна из самых популярных и доказательных экспертиз. Она основана на исследовании следов рук. Мы сравниваем дактилоскопическую карту со следом, изъятым с места происшествия. След загружается в базу, - поясняет Виктор Симоненко. - Если база данных не выдала дактокарту (идентификация не произошла), то след так и остаётся в базе. Бывает, что преступника ловят и через полгода, и через пять лет и смотрят, где он ещё «наследил».
Трассологическая – исследование следов шин, обуви, зубов и пр. Несмотря на то, что рельеф шин автомобиля или кроссовок преступника может быть схожим с другими такими же, выпущенными в той же партии, есть нюансы, по которым можно определить, что ходил здесь именно этот человек.
Во время эксплуатации на подошве образуются индивидуализирующие признаки. Наступили вы на камень, на стекло, на подошве остался порез. Также во время ходьбы на ней остаются различные микротрещины, которые можно увидеть с помощью микроскопа. По следу на месте происшествия можно определить размер обуви, рост, вес, пол человека и дефекты в ходьбе. Для этого существуют специальные формулы, которые могут дать результат с точностью до 80%, - говорит Виктор Симоненко.
С помощью трассологической экспертизы также можно выяснить, чем открывали замок или пилили дерево.
Баллистическая – работа с оружием, гильзами и пулями. К примеру, осталась на месте преступления гильза, а у подозреваемого изъят пистолет. Чтобы определить, из этого ли оружия была выпущена пуля, проводится баллистическая экспертиза. Каждое оружие индивидуально и оставляет определённые следы, даже если они из одной партии. В таком случае нужно проводить эксперимент – отстреливать пули и смотреть на гильзы под микроскопом.
Экспериментальным методом также определяется, с какого расстояния был произведён выстрел, пригодно ли вообще оружие для использования. Как правило, в таких случаях криминалисты отправляются стрелять на полигон.
Портретная экспертиза позволяет определить, один и тот же человек изображён на двух фотографиях или нет. Однако, такая экспертиза – большая редкость, так как, по мнению специалистов, не может дать 100% результата: то лицо чем-то закрыто, то качество фото плохое. Да и вообще – каждый эксперт видит по-своему. За текущий год такое исследование проводилось лишь два раза.
Технико-криминалистическое исследование помогает определить подлинность документов, почерковедческая – почерка, а исследование маркировочных обозначений транспортных средств - узнать, краденный ли автомобиль стоит перед вами. Кроме того, эксперты исследуют холодное оружие и часто собирают «пазлы» - целое по частям, будь то порванные деньги или сломанный нож.
А вот популярная на экране экспертиза ДНК в столице Приамурья проводится редко. Дело в том, что удовольствие это не из дешёвых, и биологическое сходство приходится исследовать лишь в случае тяжких и особо тяжких преступлений, направляя материал в Хабаровск. Но Александр Лесков утверждает: скоро и у нас появится такая лаборатория. Пока она находится на этапе строительства.
Кроме того, у криминалиста есть свои помощники – аппараты и чемодан. В последнем находятся необходимые для исследования на месте преступления инструменты: порошки, дактилоскопическая плёнка для снятия следов рук, зеркало на случай, чтобы «подлезть» куда-то, скальпель, чтобы вырезать следы, например, с линолеума, ультрафиолетовый прибор и экспресс-тесты для обнаружения замытых следов крови, документация и многое другое. С чемоданом криминалист ездит на вызовы, а вот аппараты помогают уже в офисе.
Цианакрилатовая камера помогает снять следы с шероховатых поверхностей, с которыми не справится порошок. В аппарат помещаются объекты, туда же ставится чашечка с несколькими каплями клея на основе цианакрилата. Когда камера начинает работу, клей испаряется, а на объектах появляется налёт, благодаря которому видны все следы.
Пулеулавливатель служит для экспериментальных отстрелов – проверки оружия и гильз. Это перевёрнутый цилиндр, в котором находится специальная ткань – кевлар. Она и «ловит» пули во время эксперимента, не позволяя им улететь дальше и что-то повредить. А измерить скорость пуль помогает скоростомер.
Не обойтись криминалисту и без микроскопа. Этот прибор помогает экспертам рассматривать мельчайшие детали – тот же рисунок на гильзе, например. Для определения подлинности документов и купюр существует ультрафиолетовый детектор.
С помощью этих приборов и экспертиз благовещенские криминалисты помогают раскрыть преступления и поймать преступника, порой по «горячим» следам.