Сроки за подброс наркотиков Ивану Голунову экс-полицейские встретили с улыбкой
Мосгорсуд вынес приговор по резонансному делу о подбросе наркотиков журналисту Ивану Голунову. Пятерых бывших сотрудников отдела по контролю за оборотом наркотиков управления МВД по Западному округу Москвы отправили в колонии на сроки от пяти до 12 лет заключения. Также они должны компенсировать потерпевшему моральный вред в сумме пять миллионов рублей. Сам журналист надеется, что следствие установит заказчика преступления, не ограничившись осуждением организатора и исполнителя.
Оглашение приговора полицейским началось с часовой задержкой. Зал суда был забит до отказа. Кроме журналистов родственники подсудимых. Они радостно махали руками фигурантам, которые столпились в клетке с бронированным стеклом.
Сквозь него было видно, что облик главного фигуранта дела — бывшего начальника отделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков УМВД по ЗАО столицы Игоря Ляховца — за время процесса претерпел настоящую трансформацию: из короткостриженого «стража порядка» он превратился в неформала с длинными, как у рокера волосами. Остальные фигуранты не столь сильно изменились.
Потерпевший Иван Голунов приехал в сопровождении двух бойцов спецназа в штатском — в ходе следствия и судебного процесса ему была предоставлена госзащита.
Поскольку частично процесс прошел в закрытом режиме (из-за того, что три тома в деле были засекречены, так как в них описывались методы проведения оперативно-розыскных мероприятий — Business FM) судья Сергей Груздев решил озвучить лишь вводную и резолютивные части приговора. Он уложился в 15 минут.
Как возникло и «умерло» дело Ивана Голунова
Согласно обвинению, по указанию начальника отделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков УМВД по ЗАО Игоря Ляховца его подчиненные задержали 6 июня 2019 года в районе станции метро «Цветной бульвар» специального корреспондента «Медузы» (признана СМИ-иноагентом) Ивана Голунова. Пока оперативники Роман Феофанов и Акбар Сергалиев «удерживали» репортера, Денис Коновалов засунул ему в рюкзак пять пакетиков с синтетическим наркотиком. В ходе обыска в квартире журналиста на Вешняковской улице они подбросили на шкаф электронные весы и еще два вида наркотических веществ, в том числе 5,42 грамма кокаина. В Московском научно-практическом центре наркологии, куда журналиста привезли для проведения медосвидетельствования, полицейские протащили его по лестнице за руки и за ноги, пока тот бился спиной и головой о ступеньки, получив множество гематом и ссадин. Чтобы Голунов вел себя смирно, оперативник Максим Уметбаев ударил его кулаком в лицо.
Журналисту предъявили обвинение в покушении на сбыт наркотиков в особо крупном размере (ст. 30, п. «г» ч. 4 ст. 228.1 УК) и отправили под домашний арест. Скандальная история привела к акциям протеста. Уже 11 июня по результатам комплексных экспертиз дело было прекращено, Голунова освободили, а главу управления по борьбе с наркотиками ГУМВД по Москве генерала Юрия Девяткина и начальника УВД по ЗАО генерала Андрея Пучкова уволили.
Интересно, что обидчиков журналиста задержали далеко не сразу — лишь в конце январе 2020 года полицейских арестовали. Вину из пятерых фигурантов признал лишь один — Денис Коновалов. Спустя месяц его перевели под домашний арест.
Сроки и компенсация в 5 млн рублей
Предвидя, что он получит реальный срок, Коновалов заранее собрал сумку с вещами, которую, по словам его адвоката, оставил дома, чтобы близкие отвезли ее СИЗО позже.
Судья Сергей Груздев посчитал доказанной вину полицейских по всем пунктам обвинения: в превышении должностных полномочий, фальсификации результатов оперативно-розыскной деятельности, а также в незаконном приобретении, хранении и перевозке наркотических средств (п. «а», «б», «в» ч. 3 ст. 286, ч. 4 ст. 303, ч. 2 ст. 228 УК РФ).
Минимальный срок в пять лет он назначил Денису Коновалову, Роман Феофанов и Акбар Сергалиев и Максим Уметбаев проведут «в местах не столь отдаленных» по восемь лет. Организатор преступления — подполковник Игорь Ляховец получил 12 лет. Всех суд лишил специальных званий. Отбывать наказание все должны в колониях общего режима.
Приговор подсудимые выслушали с деланым безразличием, хотя до этого прокурор Татьяна Паршинцева просила для них большие сроки — от семи до 16 лет заключения. Когда же судья полностью удовлетворил иски Ивана Голунова, обязав каждого подсудимого выплатить ему в качестве компенсации морального вреда беспрецедентные суммы по 1 млн рублей, Игорь Ляховец рассмеялся. Не грустили и другие фигуранты. Таким образом, всего потерпевший должен получить 5 млн рублей.
Назначенная судом сумма является большой редкостью — обычно суды назначают выплаты в 1 млн рублей в качестве моральной компенсации только родным погибших.
Тот факт, погасят ли подсудимые иски или нет, будет учитываться при решении вопроса об их условно-досрочном освобождении УДО. Такая возможность у фигурантов появится при отбытии половины срока. С учетом времени нахождения в СИЗО, где один день пребывания приравнивается к полутора дням в колонии общего режима, большинство экс-полицейских — Роман Феофанов, Акбар Сергалиев и Максим Уметбаев — уже отсидели по два года и еще через два смогут претендовать на УДО. Чуть больше сидеть Денису Коновалову, так как в его случае два дня под домашним арестом приравниваются к дню на зоне. По иронии судьбы, лишь его имущество было арестовано в ходе следствия в обеспечение возможных исков — участок земли во Владимирской области и квартира в Муроме.
Кто заказчик?
Иван Голунов остался удовлетворен приговором суда. Он заявил, что не будет его обжаловать. «Я обещал добиться справедливость. Первый этап мы сделали. Надеюсь, мы скоро узнаем результаты второго этапа, касаемо заказчика этого преступления», — сказал он. Ранее репортер связывал задержание со своими расследованиями о рынке похоронных услуг в Москве. Позже он отказался от этой версии. После приговора Голунов не стал делиться мыслями о том, кто заказал его преследование, призвав дождаться имен от «компетентных органов», в производстве которых находятся выделенные материалы.
Пролить свет на этот вопрос мог бы бывший начальник отдела по контролю за оборотом наркотиков УВД Западного административного округа Москвы Андрей Щиров, который уехал из России, перебравшись, по данным источника «Интерфакса» в Черногорию Он так и остался свидетелем.
«Вопрос желания»
Представлявший интересы Ивана Голунова адвокат Сергей Бадамшин отметил, что арест подбросивших репортеру наркотики полицейских стал возможен лишь благодаря вмешательству СМИ. «Когда все стали писать как мы ходили в Басманный суд и обжаловать бездействие СК, только тогда власть повернулась к нам лицом, было возбуждено уголовное дело, которое дошло до своего логического завершения», — сказал он. — Следователи умеют расследовать подобные дела, здесь ничего сложного нет. Это вопрос лишь желания — захочет система наказывать сотрудников полиции, которые совершают преступления или нет. Как их заставить, очень много зависит от общества и СМИ в том числе».
Адвокат Дениса Коновалова Алексей Губкин хоть и назвал приговор «суровым», однако склоняется к тому, что его подзащитный не будет его обжаловать. Окончательное решение он обещал принять после консультации со своим доверителем. А вот защитники остальных фигурантов планируют подать апелляцию. «Нам даже не нужно ждать мотивировочную часть приговора. Потому что за все судебное следствие не было ни одного доказательства того, что Роман Феофанов причастен к данному преступлению», — заявил Business FM его адвокат Александр Шабуров. По его мнению, следствие не конкретизировало, что именно сделал Феофанов, да и другие фигуранты. «Им всем вменили одно и то же — что они подбросили наркотики. Одного этого было достаточно для того, чтобы вернуть дело прокурору», — полагает адвокат.
Мнения
Главред Carnegie.ru Александр Баунов пишет у себя в телеграм-канале: «Ивану Голунову при поддержке общества и рационально мыслящей части элиты удалось добиться именно правосудия, а не чтоб отстали. Дело Голунова должно сформировать новый прецедент, из исключения стать правилом».
Но ведущий эксперт Центра политического анализа Михаил Захаров считает, что подобное решение суда вряд ли станет нормой:
— Это дело само по себе аномалия для российской действительности, чтобы дело по 228 статье вдруг не просто развалилось, не просто человека отпустили, а чтобы поймали и дали по полной тем, кто подкинул человеку наркотики, такого практически не бывает.
— В таком случае, насколько вообще реально представить себе ситуацию, в которой заказчиков найдут? Дойдет ли аномалия до крайности?
— Нет, я думаю, что все-таки такого не случится. Как мы видим, по громким делам исполнителей, бывает, сажают, особенно когда имеется верховная воля: дело об убийстве Немцова, Политковской. А в случае с заказчиками почему-то следствие не может до них добраться.
По закону апелляция может быть подана в течение десяти дней.