Подполковника ФСБ Черкалина приговорили к семи годам колонии, несмотря на сочувствие потерпевших

Московский гарнизонный военный суд вынес приговор начальнику 2-го отдела управления «К» Службы экономической безопасности (СЭБ) ФСБ подполковнику запаса Кириллу Черкалину. По версии следствия, «крышуя» руководство банка «Транспортный», он «заработал» за два года 850 тысяч долларов США. Кроме того, по просьбе руководства силовик помог «отжать» долю в бизнесе у предпринимателей, занимающихся строительством. Приговор оказался значительно мягче, чем требовала прокуратура — семь лет колонии строгого режима вместо запрошенных 11. При этом суд не стал назначать фигуранту штраф в 34,3 млн рублей, о которых просило обвинение.

Подполковника ФСБ Черкалина приговорили к семи годам колонии, несмотря на сочувствие потерпевших
© BFM.RU

Поддержать 39-летнего Черкалина на финальное слушание сегодня приехали его возлюбленная, а также младшая сестра Анастасия, которая не пропустила ни одного заседания. Процедура заняла 44 минуты, на протяжении которых подсудимый ни разу не обернулся в зал и внимательно слушал судью, стоя в бронированной клетке с застегнутыми за спиной наручниками.

Поскольку Черкалин признал вину и летом 2019 года заключил сделку со следствием, процесс над силовиком проходил в особом порядке — без исследования доказательств. Разбирательство уложилось в пять судебных заседаний. В ходе них подсудимый вел себя образцово-показательно, по-военному четко отвечая на вопросы судьи и давая солировать своему адвокату.

Однако идеальное поведение подсудимого не помешало прокурору Милане Дигаевой (она известна участием в процессе над полковником-«миллиардером» из МВД Дмитрием Захарченко) запросить для него 11 лет колонии строгого режима со штрафом в 34,3 млн рублей — эквивалент полученных им взяток в сумме 850 тысяч долларов по курсу 2013–2015 годов.

«Крыша» для банкиров

В те годы Кирилл Черкалин, работавший в так называемом «банковском» отделе ФСБ, который занимался контрразведывательным обеспечением кредитно-финансовой сферы, согласился на предложение своего бывшего коллеги, экс-сотрудника управления «К» СЭБ ФСБ Михаила Горбатова. Тот, будучи прикомандированным в одно из подразделений администрации президента РФ (там Горбатов возглавлял контрольно-инспекторский департамент управления президента по обеспечению конституционных прав граждан) попутно стал бенефициаром КБ «Транспортный». Горбатов сообщил, что Центробанк проводит проверку кредитного учреждения, которое вело рискованную финансовую политику (это привело в итоге к отзыву у банка лицензии) и попросил оказать помощь. Черкалин, который по роду службы должен был выявлять в банках нарушения, невыполнение требований законодательства или предписаний Банка России, фиксировать их и направлять в ЦБ, сказал, что готов покровительствовать, но не бесплатно, а за 50 тысяч долларов в месяц. Основного владельца КБ «Транспортный» Александра Мазанова это устроило.

Всего, как установило следствие, с ноября 2013-го по февраль 2015 года Мазанов передал Черкалину через Горбатова и другого бенефициара банка Арно Ходжояна в общей сложности 850 тысяч долларов. Из них 100 тысяч сотрудник ФСБ получил за то, что сберег банку 778 млн рублей, которые банк мог потерять по результатам проверки ЦБ.

Как признавался позже на допросах Черкалин, то, что он закрывал глаза на нарушения в банке, привело к тому, что владельцы и менеджеры КБ «Транспортный» нанесли ущерб своим кредиторам и вывели более 100 млрд рублей, в связи с чем Следственный департамент МВД возбудил уголовное дело. Интересно, что «сдал» Черкалина в итоге именно Михаил Горбатов, с которым подполковник делился, отдавая каждый раз из своей доли по 15 тысяч долларов. Он был осужден на 4,5 года за пособничество в даче взяток и уже освободился условно-досрочно.

Отнятый бизнес

Мошенничество же Черкалин совершил, по версии следствия, в 2008 году вместе со своим непосредственным начальником Дмитрием Фроловым (в то время занимавшим должность заместителя руководителя управления «К»), а также коллегой Дмитрием Васильевым. Сотрудники ФСБ, согласно фабуле обвинения, исполняли «преступный умысел» руководителей АО «АКБ «Еврофинанс Моснарбанк» Владимира Столяренко и Александра Бондаренко, которым принадлежал 51% в уставном капитале ООО «Юрпромконсалтинг». Компания занималась строительством жилого комплекса в столичном микрорайоне Левобережный.

Сотрудники ФСБ убедили совладельцев фирмы Сергея Гляделкина и Игоря Ткача продать за 5 тысяч рублей «на время» 49% акций фирме, аффилированной с банкирами (оба впоследствии уехали в Великобританию и были арестованы заочно). Черкалин заявил: сотрудники мэрии намерены сделать все возможное, чтобы Гляделкин лишился и проекта, и всего имущества. Дело в том, что тогда бизнесмен добился возбуждения дела в отношении вице-мэра столицы Александра Рябинина, требовавшего за согласование инвестиционного контракта взятку. При этом Гляделкину сотрудники ФСБ заявили, что Рябинин якобы добился уголовного дела против него по «встречному» заявлению о провокации взятки. Уговаривая Гляделкина и Ткача передать бизнес, работники спецслужбы, уверяли, что долю в фирме им вернут, как только Рябинину вынесут приговор. Однако этого не произошло. Ущерб от потерянного актива следствие оценило «не менее чем в 637 млн рублей».

Потерпевшие в ходе процесса предъявили к подсудимому иски на 19,4 млн рублей, включив в эту сумму не только стоимость долей, но и упущенную выгоду от потери построенной недвижимостей. Суд удовлетворил их частично, обязав подсудимого выплатить потерпевшим по 318,9 млн рублей. В остальной части суд оставил иски без рассмотрения, потерпевшие могут подать их в порядке гражданского судопроизводства.

Смягчающие обстоятельства

Судья Вадим Корчагин пояснил, что решил не назначать Черкалину штраф с учетом смягчающих обстоятельств. К таковым он в частности отнес активное содействие фигуранта раскрытию и расследованию преступлений. К тому же подсудимый ранее ни в чем предосудительном замечен не был, поощрялся ведомственными наградами и был привлечен к уголовной ответственности впервые.

Кроме того, Черкалин полностью выполнил условия досудебного соглашения о сотрудничестве, дав подробные показания о своей роли в совершении преступлений. Более того, он рассказал о трех ранее неизвестных эпизодах преступлений, совершенных другими сотрудниками ФСБ, а также о получении взятки «иным лицом».

Ранее, в ходе процесса прозвучало, что Черкалин дал показания на некоего бывшего сотрудника ФСБ, который покровительствовал владельцам банков «Югра», «Форбанк» и «Фондсервисбанк» при осуществлении этими кредитными организациями «сомнительных банковских операций».

Также он сообщил, что его бывший руководитель — экс-заместитель начальника управления «К» СЭБ ФСБ полковник Дмитрий Фролов получал взятки от руководителей «Кредитимпэкс Банка» Георгия Шкурко и Дмитрия Катай. В отношении последних возбудили дело о даче взятки в особо крупном размере (ч. 5 ст. 291 УК РФ).

Оглашая приговор, судья лишил Кирилла Черкалина звания подполковника запаса, а также госнаграды — медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. После освобождения ему запрещено занимать должности на госслужбе и должности, связанные с осуществлением функций представителя власти, в течение трех лет. С учетом времени, проведенного в СИЗО, Черкалину осталось отсидеть пять лет.

Интересно, что в качестве вещдоков по делу было признано огромное количество наличности: более 800 млн рублей, свыше 77 млн долларов, более 9 млн евро, несколько тысяч фунтов стерлингов, ювелирные изделия, более 70 сумок известных брендов, коллекция часов элитных марок. Основная часть найденного у силовика «добра», оцененная следствием в 6,3 млрд рублей, была обращена в доход государства еще в 2019 году по иску Генпрокуратуры.

Другая часть, включая предметы искусства, найденные в доме сотрудника ФСБ в Раздорах, а также семь наручных часов и различные ювелирные украшения по решению суда будут храниться до рассмотрения судом другого уголовного дела Черкалина, которое пока расследуется.

«Хороший результат»

Адвокат осужденного Владимир Михайлов, комментируя Business FM приговор, назвал его «хорошим результатом», особенно порадовавшись отсутствию штрафа. Однако защитник признался, что был бы доволен более мягкому наказанию. «Конечно, семь лет это лучше, чем 11. Но мне бы хотелось 6,5, к примеру, или еще меньше», — сказал он, добавив, что его позицию разделяет и клиент, который уж высказал желание подать апелляцию.

Пока не ясно, будет ли обжаловать приговор прокуратура. Гособвинитель Милана Дигаева обещала принять решение после изучения судебного акта.

Что же касается потерпевших, то их устроило наказание, назначенное силовику, который, на их взгляд «искренне раскаялся». По мнению бизнесмена Сергея Гляделкина, именно начальник Черкалина Дмитрий Фролов был «злым гением» в истории с отъемом у него бизнеса. В прениях сторон потерпевшие просили суд проявить к подсудимому снисхождение, отметив, что тот находился в служебной зависимости от Фролова. Жена последнего, как заявил Сергей Гляделкин, после аферы получила 3 млн долларов от фирмы, подконтрольной банкирам Александру Бондаренко и Владимиру Столяренко, на которые приобрела недвижимость в Италии. «Они являются организатором всей схемы, скрываются за границей и тратят наши деньги», — заявил Гляделкин.

Кстати, сам экс-председатель правления «Еврофинанс Моснарбанка» Бондаренко и его бывший заместитель Столяренко хоть и были объявлены РФ в международный розыск, но Интерпол дважды отказался включить их в свою базу «в виду недостаточности оснований». Сами банкиры считают уголовное преследование неправомерным. На днях они направили главе СКР Александру Бастрыкину заявление, потребовав привлечь к уголовной ответственности следователей, причастных, на их взгляд, к фальсификации доказательств против них.