Войти в почту

На что жалуетесь?

Сотрудники отдела «К» МВД по Республике Марий Эл вычислили мошенника, присвоившего деньги 35 владельцев кредитных карт. Жертвами дельца стали жители разных регионов страны. Все они оставили негативные отзывы на популярном сайте финансового супермаркета и получили от афериста электронные письма, в которых он утверждал, что является представителем банка. Логотип как прикрытие По предварительным данным, злоумышленник орудовал в Сети около года. Подыскивал тех, на ком можно поживиться, на специальном интернет-холдинге, объединяющем сайты финансовой тематики, в разделе жалоб. Именно там нашёл координаты 32-летней жительницы Йошкар-Олы, оставившей негативный комментарий о работе одной из кредитных организаций. Владелица карты пожаловалась на то, что её обманули с процентной ставкой. Через некоторое время на электронный адрес, который она оставила на сайте для обратной связи, поступило письмо. В адресной строке присутствовал знакомый логотип с названием банка, к которому у клиентки накопились претензии. «Вы оставляли отзыв о нас. Мы готовы решить описанную Вами проблему». Всё это выглядело правдоподобно. Женщина не сомневалась, что письмо пришло действительно оттуда, где она обслуживалась. Клиентка подробно описала возникшие у неё с банком разногласия. Получила ответ, что её претензия будет рассмотрена, но для этого она должна указать последние восемь цифр своей карты и номер привязанного к ней мобильного телефона. Жительницу Йошкар-Олы эти вопросы не насторожили. Она приняла их за стандартную процедуру, необходимую для проверки данных. Жертва обмана не догадывалась, что первые несколько цифр, указанные на её карте, и так известны «продвинутому» злоумышленнику. Они указывают на платёжную систему, например MasterCard или Visa, а в последующих цифрах зашифрованы название банка, страна, тип и категория карты. Оставленный клиенткой отзыв на сайте, по сути, уже содержал данную информацию. Это позволило мошеннику без особого труда определить первые цифры её банковской карты. Остальные сведения и полный номер требовались ему, чтобы зарегистрироваться от имени женщины в системе онлайн-банкинга. Для того чтобы зайти в личный кабинет, аферисту нужно было заполучить одноразовый смс-пароль, который мог прийти только на телефон клиентки. В процессе общения с ней жулик предупредил, что для зачисления на её карту процентов, которые она недополучила от банка, потребуется указать код операции. Он поступит на её мобильник в смс-сообщении. Владелица карты, не задумываясь, передала пароль собеседнику. В итоге с её счёта списалось более 70 тысяч рублей. Без вести пропавший Обнаружив исчезновение денег, жертва обмана обратилась в полицию. Вычислить дельца оказалось не так-то просто. Аферист, прекрасно разбиравшийся в тонкостях онлайн-банкинга, знал, как лучше и надёжнее всего запутать следы похищенных с чужих счетов денег. Умело скрывал он и свой IP-адрес, по которому его могли бы найти сотрудники полиции. - Чтобы выяснить предполагаемое местонахождение злоумышленника, потребовалось несколько месяцев кропотливой работы, - комментирует ситуацию начальник отдела «К» МВД по Республике Марий Эл полковник полиции Иван Смоленцев. - В итоге было установлено, что подозреваемый находится на территории Подмосковья. Через некоторое время удалось узнать адрес съёмного жилья, в котором обосновался подозреваемый. Им оказался москвич 1990 года рождения. Выяснилось, что он находится в федеральном розыске. Молодой человек ушёл из дома и бесследно исчез после конфликта с родными. С прошлого года он числился как без вести пропавший. Сотрудники марийской полиции выяснили, что «потерявшийся» ранее занимался организацией мероприятий через Интернет. Доходы от этой деятельности со временем упали до минимума. Тогда столичный житель перебрался в Подмосковье, где поселился тайком от родных и знакомых в арендованной квартире. Парень нашёл для себя «золотую жилу» на специализированном сайте финансовых новостей. Он понимал, что клиенты различных банков, оставляющие на форуме возмущённые отзывы, психологически готовы к обратной связи. Более того, рассчитывают на неё, надеясь, что возникшие проблемы будут наконец-то улажены. В качестве целевой аудитории аферист выбрал людей, обслуживающихся в одном конкретном коммерческом банке. Они оставляли на сайте больше вопросов и отзывов по пользованию кредитными картами, чем клиенты других организаций. Завести электронную почту, где фигурирует название коммерческой структуры и изобразить из себя её представителя, было делом техники. С этого адреса он и отправлял электронные письма клиентам банка, предлагая урегулировать проблемы, о которых они сообщали на форуме. Жертв больше Схема оказалась удобной: злоумышленнику не приходилось обзванивать потенциальных жертв под видом банковского работника. Не нужно было запугивать их происками жуликов, якобы добравшихся до их счетов или оформивших на них миллионные кредиты. Не требовалось направлять оболваненных граждан к банкоматам и часами инструктировать их, чтобы те наконец расстались со своими деньгами. Всё было гораздо проще: аферист правдоподобно и ненавязчиво имитировал «обратную связь» с банком. Вам недоначислили обещанные бонусы или проценты? Несправедливо удерживают какую-то сумму? Проблема будет решена прямо сейчас, получите - распишитесь. А для зачисления денежек нужен пустяк: необходимый для осуществления этой операции код из смс-сообщения. Потерпевшие теряли от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч рублей. По предварительным данным, от действий афериста пострадали 35 жителей различных регионов России. Но полицейские из Марий Эл, расследующие дело о мошенничестве, полагают, что жертв гораздо больше. В отношении фигуранта избрана мера пресечения в виде содержания под стражей. В настоящее время он находится в следственном изоляторе Йошкар-Олы. 

На что жалуетесь?
© МВД МЕДИА