Если завтра волна: тревожная кнопка пандемии
Июньское снятие карантина спровоцировало двукратный рост числа правонарушений: тревожных вызовов на предприятия малого и среднего бизнеса стало больше на 113%, в сегменте многоквартирных домов — на 87%, в загородном сегменте — на 67% по сравнению с прошлым годом. Впрочем, ничего неожиданного в данных исследованиях компании «Delta — Системы безопасности» нет (исследование есть в распоряжении редакции).
Еще в конце мая коммерческий директор компании Евгений Горячев в беседе с Business FM предупреждал о возможности именно такого сценария: «Волна, к которой мы готовимся серьезно, начнется, как только завершится режим самоизоляции и людей официально выпустят на улицы. Люди сейчас без денег, без работы — тысячи отчаявшихся безработных, которые потеряли веру. Кто-то в это время злоупотреблял алкоголем, у кого-то начались проблемы психического характера — они выйдут на улицу, и все станет еще жестче. Я не назвал бы их преступниками — скорее социально неблагополучными элементами», — подчеркивал Евгений Горячев.
Собственно, так и случилось. При этом, как отметил в разговоре с радиостанцией генеральный директор компании «Delta — Системы безопасности» Андрей Цыбаков, преступлений не просто стало больше — заметно изменился их характер.
Андрей Цыбаков генеральный директор компании «Delta — Системы безопасности» «В прошлый раз мы как раз обсуждали, что как только закончится самоизоляция, начнется рост преступности. Так оно и вышло, об этом говорят цифры июня — рост 113%(!) в бизнес-объектах, и дальнейший прирост в июле-августе, хотя уже меньшими темпами (от 10% до 15%). Понятно, что бизнес-объекты страдают больше всего. Но если весной это было связано с тем, что бизнес был закрыт и «легкодоступен», то потом — скорее с четким пониманием преступников, что там точно есть деньги или что-то ценное, что можно украсть. Причем рост краж стал значительнее: если весной мы говорили о 2% в среднем по стране, то летом уже о 9%. По нашей экспертной оценке, число преступлений в бизнес-объектах не просто стало больше, но изменился их характер. В первую волну это были попытки краж, только более ценных предметов, чем в среднем в обычное время. Но постепенно преступления стали более жесткими. Это кражи, разбойные нападения, порой даже вооруженные — в целом преступники стали более агрессивными».
Еще немного конкретики. В ходе нынешнего исследования эксперты проанализировали более 450 тысяч тревожных вызовов за 2019 и 2020 годы. Оказалось, что их минимум пришелся на апрель 2020 года, когда общее число вызовов на объекты малого бизнеса и жилой недвижимости (квартиры и коттеджи) снизилось на 20%. Наиболее показательна эта динамика в сегменте охраны жилья — в марте количество выездов групп быстрого реагирования в квартиры сократилось на 9%, в коттеджи на 11%, а в апреле падение и вовсе составило 35% в квартирах и 40% в коттеджах. В мае же сокращение на 11% было выявлено только в сегменте частных домовладений, а вот на предприятиях малого и среднего бизнеса и в квартирах количество правонарушений возросло на 9% и 24% соответственно.
При этом, как свидетельствуют данные «Delta — Системы безопасности», действительно стало больше попыток крупных краж и вооруженных нападений. В компании считают, что самое очевидное объяснение сложившейся ситуации — изоляция. Правонарушители были вынуждены находиться на карантине наравне с обычными горожанами — все сидели по домам, а грабежи квартир все-таки подразумевают отсутствие хозяев. Отсюда рост числа вооруженных нападений на жилые дома именно тогда, когда хозяева дома.
Дальше был июнь с его сумасшедшим ростом, а затем июль и август — тоже с ростом, хотя и заметно меньшим. По словам Андрея Цыбакова, «скачок боевых выездов очевидно обусловлен возросшей социальной напряженностью и резким ростом безработицы». «Ослабление экономики влияет на доходы домохозяйств, рост инфляции, рост безработицы только способствуют увеличению числа преступлений. Кроме того, в этом году зафиксирован рекордный показатель по выводу населением денежной массы из банков, люди стали хранить деньги дома, и это не может не привлекать преступников», — отметил он.
А что же осень? Несмотря на летний скачок, осенью, когда некоторые категории граждан снова оказались на вынужденном карантине, число тревожных вызовов начало снижаться. Например, в октябре правонарушений на объектах малого и среднего бизнеса стало пусть только на 3%, но меньше, чем в октябре прошлого года, а сокращение в квартирном сегменте даже заметнее — 28%.
И все-таки очень тревожит прогноз, который дают в «Delta — Системы безопасности: «Следствием окончания первой волны (и экономическим, и социальным, и криминальным) стал рост серьезных, жестких правонарушений. Можно прогнозировать, что следующий виток может привести к взрывному росту, потому что финансовое положение населения, как и бандитов, продолжает ухудшаться. Это провоцирует преступников идти на крайние меры». Сейчас речь не идет о тотальном локдауне, который мы пережили весной, и будем надеяться, что нам не понадобится карантин, чтобы остановить рост преступности, отмечают эксперты компании.