Bloomberg: прокуратура Швейцарии решила закрыть «дело Магнитского»

Прокуратура Швейцарии намерена закрыть дело о предполагаемом отмывании денег, полученных в результате налогового мошенничества, которое расследовал Сергей Магнитский. Об этом прокуроры в начале ноября письменно уведомили инвестфонд Hermitage Capital Management, который был истцом по делу, сообщает Bloomberg со ссылкой на переписку.

Bloomberg: прокуратура Швейцарии решила закрыть «дело Магнитского»
© BFM.RU

Расследование против «неустановленных лиц» велось почти десять лет, и по его итогам прокуратура Швейцарии конфискует около 4 млн долларов у банков, замешанных в деле. Такое решение в Hermitage Capital Management, основанном Биллом Браудером, назвали «капитуляцией перед русскими» и желанием «уйти от ответственности». Скорее, решение здесь юридическое, а не политическое, считает генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов.

Андрей Кортунов генеральный директор Российского совета по международным делам «Мне кажется, все-таки это не является политической капитуляцией, не в традициях Швейцарии так поддаваться политическому давлению. Поскольку это давление имело место, скорее всего, здесь чисто юридические основания для закрытия дела. Очевидно, за все эти годы так и не была собрана достаточная доказательная база, не удалось обосновать соответствующие иски, и в соответствии с общепринятыми процедурами Швейцария дело закрывает. Я бы здесь все-таки не искал политического подтекста, мне кажется, дело в том, что это дело, если можно так сказать, развалилось. Но насколько действительно оно имело перспективу или нет, сказать сейчас, конечно, уже трудно, прошло десять лет. Шансов на то, что будут какие-то новые серьезные документы, чтобы это дело не закрывать, очевидно, у швейцарских органов не появилось».

Как указывает инвестфонд, в письме прокуроры «выразили желание выкинуть Hermitage из дела, чтобы мы не смогли оспорить их решение». Также фонд считает, что конфисковать 4 млн долларов недостаточно, ведь было отмыто не меньше 24 млн долларов. Hermitage будет ходатайствовать о продолжении расследования, до истечения срока давности — 8 декабря.

Прокуратура в свою очередь хочет пересмотреть статус Hermitage как «истца по делу» после возражений со стороны третьих лиц. Комментирует управляющий партнер адвокатского бюро «Духина и партнеры», специалист по международному праву Екатерина Духина.

— Возможно, это какой-то яркий пиар ход или попытка заскочить в последний вагон и добиться какой-то понятной Браудеру справедливости. Уголовные дела в Швейцарии, так же как и в других странах Европы и США, носят ярко состязательный характер в процессе. То есть прокурор фактически, как и адвокат у нас в гражданском процессе, должен доказать, что преступление было совершено в то время, на которое указывает потерпевший, что именно указанный список лиц был причастен к делу, связанному с отмыванием денежных средств, добытых преступным путем. Я так понимаю, господин Браудер и представители его компании достаточно широко трактовали этот список, внося туда имена многих российских чиновников. Для того, чтобы дальше дело выиграть или проиграть, прокуратура опять же обращает внимание, истекли или не истекли сроки давности к тому моменту, как судья должен вынести то или иное процессуальное решение по делу.

— Швейцарская прокуратура хочет пересмотреть статус Hermitage как истца по делу, после возражений со стороны третьих лиц.

— Думаю, это означает, что просто не было найдено достаточного количества оснований, которые бы свидетельствовали, что фонд Hermitage действительно был потерпевшим в рамках этого дела, что действиями неких лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, Hermitage был нанесен существенный ущерб.

Расследование в Швейцарии началось по заявлению Билла Браудера в 2011 году. Браудер утверждал, что швейцарские банки были важным каналом отмывания денег для коррумпированных чиновников из России. Как напоминает Bloomberg, год назад сотрудник уголовной полиции Швейцарии получил два года испытательного срока и штраф за то, что принял предложение из России «приехать и поохотиться на медведей». Американские СМИ писали, что этот сотрудник был главным экспертом по России в команде швейцарского прокурора Патрика Ламона, который вел расследование по «делу Магнитского».