Трагедия Косово: У кровавых албанских мясников вся надежда на Байдена
Экс-глава самопровозглашенного Косова Хашим Тачи взят под стражу Специальным судом по Косову. Вместе с депутатом Кадри Весели и экс-председателем парламента Якупом Красничи он был переведен в следственный изолятор.
«Судья предварительного производства подтвердил обвинения в их отношении 26 октября», - сообщается в пресс-релизе суда.
Стало известно, что Тачи, Селими и Красничи обвиняются в военных преступлениях и преступлениях против человечности, а именно – в убийствах, пытках и похищении людей, которые совершались как минимум с марта 1998 года по сентябрь 1999 года в Косове и северной Албании. В частности, речь идет об убийстве почти ста человек, в том числе косовских албанцев, сербов и представителей других этнических групп.
До этого появилась информация о том, что спецпрокуратура по Косову заподозрила Тачи и экс-спикера парламента Кадри Весели в военных преступлениях, соответствующий обвинительный акт был направлен в Специальный суд по Косову 24 апреля.
Накануне Тачи добровольно сдался миссии ЕС по верховенству закона (EULEX). После того, как Специальный суд в Гааге утвердил обвинительный акт против него за военные преступления 1998-1999 годов, Тачи подал в отставку с поста президента. При этом суд также продлил секретность обвинительного акта против Тачи.
Тачи до этого обещал добровольно отправиться в Гаагу. Экс-спикер парламента, лидер Демократической партии Косово (ДПК) Весели в четверг также заявил, что Специальный суд утвердил обвинение против него и что он самостоятельно, «не как задержанный» поедет в Нидерланды. Экс-спикер косовского парламента во время вооруженного конфликта 1998-1999 годов с властями Сербии возглавлял разведслужбу ОАК.
В начале месяца председатель комитета по Косово и Метохии парламента Сербии Милован Дрецун сообщил, что рабочая группа скупщины передала специальной прокуратуре в Гааге данные о 160 подпольных тюрьмах ОАК и совершенных там преступлениях косовоалбанских боевиков.
— Тачи поехал в Гаагу только потому, что у него есть уверенность в том, что он вернется обратно, убежден специализирующийся по Балканам публицист Алексей Топоров.
— Сначала Тачи, очевидно испугался, он отказался ехать даже в Вашингтон после того, как узнал, что прокуратура Специального суда подготовила обвинительное заключение против него. Он вообще с лета никуда не выезжал из страны, все переговоры за него вел глава правительства. Потом он вдруг решает ехать, уходит в отставку, все так красиво обставляет, мол, не хочу, чтобы судили президента. И в этом есть некая бравада, уверенность в том, что его не осудят.
Аналогичная уверенность прослеживалась и в словах его лучшего друга и ближайшего соратника по АОК Кадри Весели — в те времена начальника разведки, известного боевика. Он тоже чуть раньше Тачи сдался, его увезли в Гаагу, он сказал, что едет для того, чтобы рассказать в суде «правду». Он также призвал соотечественников — а там были серьезные волнения среди ветеранов АОК из-за того, что их пытались привлечь к ответственности, мол, ничего страшного, надо ехать в суд и доказывать невиновность.
Судя по всему, они получили некие гарантии, что все будет как в печально знаменитом МТБЮ, где такие одиозные убийцы-мясники, такие, как тот же экс-премьер Харадинай или многие хорватские генералы, чья вина была очевидной — были оправданы. Того же Харадиная дважды судили и оба раза оправдывали. Можно вспомнить пробошнякского мясника Насера Орича —если хорватские генералы командовали этническими чистками, то он лично убивал и не скрывал этого, но и его оправдали. У меня вообще складывается ощущение, что этот Специальный суд создан для юридической очистки элиты Косово, состоящей из бывших боевиков, чтобы они окончательно стали рукопожатыми партнерами, с которыми можно вести дела.
Хотя, наверняка, будут какие-то показательные приговоры, осудят каких-то давно отошедших от дел бывших командиров — они там признаются в каких-то делах или не признаются, но им дадут какие-то сроки. К примеру, для того, чтобы повесить на него всех жертв АОК очень подходит Салих Мустафа, который тоже явился в Гаагу и тоже арестован. Он давно отошел от дел и не имеет никаких амбиций — вот из него и можно сделать ответственного за все.
«СП»: — А могут ли на Западе допустить сдачу косовских элит?
— Мы не знаем всех резонов международных элит, насколько они готовы отказаться от своих сателлитов, которыми много лет были боевики АОК. Все может быть. Мы помним, как США неоднократно кидали своих союзников, вспомним того же Мануэлья Норьегу. Но я считаю, что такая вероятность не составляет более 10 процентов. Скорее, они все же попытаются «обелить» нынешних лидеров.
«СП»: — Насколько ситуация с возможной сменой власти в США влияет? Чего ждать от нового американского президента, кто бы им ни стал?
— Если останется Трамп, все будет по-прежнему, Трампу выгодна поддержка «балканского шенгена», чему противится Демпартия и Евросоюз. Для сербской стороны он выгоднее в том плане, что они могут отдохнуть от того давления, что осуществляла прежняя демократическая элита США. Если же будет Байден, то он еще перед выборами выпустил два буклета с отношением к проблеме Косова, где говорилось о том, что сербов надо «дожимать». Вторая программа касалась БиГ, но со схожим знаменателем — сербов «давить». Так что ничего хорошего для них в случае его победы не будет: санкции, закрытие границ, никакого Содружества сербских муниципалитетов, никакого «шенгена». Мадлен Олбрайт заявила, что политика Трампа по Косово провальна и надо возвращаться к тому, чем занимался Клинтон.
«СП»: — Насколько, по-вашему, Косово сегодня это самодостаточное государство? Может ли оно существовать без своих «отцов-основателей»? Возможно ли создать там государство с «человеческим лицом» без флера войны, терроризма и торговли органами?
— Самостоятельным Косово быть не может в принципе – там всем «рулят» кураторы. Другой вопрос, что, да, это может выглядеть как цивилизованное государство с действующим парламентом, свободными выборами и конституционным судом. При этом сами элиты постоянно ведут войну друг с другом, что постоянно приводит к политическим кризисам. Если Запад пустит там все на самотек, будет расцвет криминала, бандитизма, той же торговли органами и тд. Пока Запад «держит» регион — ничего этого не будет.
При этом местные элиты всячески противятся вхождению в «балканский шенген», не хотят быть с Сербией в одном экономическом и геополитическом пространстве и надеются, что победит Байден.
«СП»: — Как разбирательства в отношении Тачи и других косовских лидеров могут повлиять на переговоры Белграда и Приштины?
— Думаю, никак. Конечно, некоторые сербы тешат себя надеждой обвинительного приговора, я это вижу по местной прессе, многие верят, что времена поменялись. Но повторю, какие-то изменения могут быть только в случае победы Трампа и то только косметические. В случае победы Байдена все закончится триумфальным оправданием всей этой компании.
— Подобная показная готовность лидеров косовских боевиков ездить в Гаагу по первому звонку говорил только об одном: они знают, что уже давно стали для Запада политическим балластом, от которого лучше скорее избавиться, — считает политолог, руководитель проекта «Балканист.ру» Олег Бондаренко.
— Потому демонстрируют ретивость в доказательстве своей невиновности. Ведь понимают: никто из всерьёз в Гааге не осудит, как минимум, потому что в этом случае вскроются многочисленные цепочки, ведущие к самым верхам западных элит. А тут идёт такая себе «игра в обвинения», в которой чем быстрее приедешь в Гаагу, тем быстрее выйдешь невиновным и сможешь с новым кредитом доверия продолжать политическую карьеру.
В то же самое время, повторюсь, многим на Западе эти головорезы мозолят глаза, Западу было бы выгоднее поставить на их место молодых Гарвардских мальчиков, не замаранных ни в каких преступлениях. Но таких в Косово особо нет. Пока нет.
«СП»: — А вы верите в то, что в Косово когда-нибудь может быть «нормальное государство»?
— Вопрос открытый. Но в принципе, скорее да, чем нет.