Войти в почту

Пытки, расстрелы, отрезанные головы. Ужасы чеченской войны глазами очевидца

Чеченские войны окружены мифами и легендами. С 1994 года журналисты, знавшие о событиях лишь понаслышке, создали множество фейков, смешавшихся с правдивой информацией и ушедших в народ. Редко можно услышать изложение со слов очевидца. Однако изданию Lenta.ru удалось пообщаться с человеком, воевавшим на стороне России во время первого захода и пожелавшим остаться инкогнито. Публикуем самые жуткие и обескураживающие моменты.

Пытки, расстрелы, отрезанные головы. Ужасы чеченской войны глазами очевидца
© СОК.медиа

Случайные люди

Анатоль Ливен в своей книге «Трагедия российской мощи» описывал Первую чеченскую войну как самый громкий провал России за всю ее историю. В отличие от советской армии, победившей во Второй мировой и наводящей страх чуть ли не на весь мир, войска, созданные на обломках империи, представляли собой жалкое зрелище.

Парни, отправившиеся на территорию Чечни, действительно были максимально далеки от вооруженных сил. Брали всех, кто достиг призывного возраста. В том числе, и иммигрантов из соседних стран, не имеющих российского гражданства.

О том, что происходит на поле боя, знали мало. По телевизору показывали лишь репортажи с митингов, а также танки, проезжающие по Грозному. Кому они принадлежат, кто организатор, какова расстановка политических сил — неизвестно. Положение усугублялось еще и тем, что, попав на чужую территорию, ребята оказались буквально оторваны от мира. Не было ни газет, ни радио, ни ТВ. Приходилось ориентироваться по ситуации.

Читайте также:Массовое дезертирство чеченцев из рядов Красной армии. В чем причина?

Неизвестная территория

Из вышеупомянутой монографии Ливена известно, что российские батальоны абсолютно не знали местность. Командирам достались неправильные карты. Танки, принадлежащие РФ, могли бесцельно кружить по городу часами: бойцы, вызвавшиеся сопровождать своих, в итоге сами терялись в пространстве. Чеченцы быстро прощупали эту слабость и решили еще больше запутать противников. Они сбивали указатели, а также уничтожали таблички с номерами домов. Приходилось запоминать дорогу, полагаясь на визуальную память.

Очевидец событий вспоминает, что проблемы с организацией охватывали буквально каждый аспект, начиная с техники, которая постоянно глохла, заканчивая солдатами, не разбирающимися в тонкостях военного боя. Первые потери бригада нашего героя понесла именно по глупости. Двое офицеров патрулировали рынок в Грозном и получили по пуле в затылок из-за того, что нарушили инструкцию и повернулись к недругам спиной.

Обезглавленные

Есть мнение, что бойцы Чечни лишь отбивали атаку и не трогали мирное население. На самом деле, это не так. Все люди с европеоидной внешностью были в группе риска. С ними расправлялись самым жестоким образом. Не жалели ни женщин, ни детей, ни стариков. О российских военных и говорить не стоит. Интервьюируемый вспоминает, как им на подносах приносили головы товарищей, выбравшихся в сад нарвать яблок.

Обезглавливание, к слову, было одним из излюбленных способов чеченцев показать, кто в доме хозяин. В те годы можно было запросто увидеть заборы, колья которых сплошь утыканы человеческими головами…

Самое страшная перспектива, ожидавшая русского рядового — попасть к чеченцам в плен. Невольников пытали. Людям живьем сдирали кожу, отрубали конечности и делали все, чтобы труп не опознали. Члены батальонов, получая очередное изуродованное тело, не могли быть на сто процентов уверены, кого они хоронят.

Еще одна из распространенных практик чеченских военных — взятие в заложники. Герою репортажа удалось побывать в этой роли. По его словам, их подразделение сдали свои же и отправили солдат на убой. Ребятам повезло: в последний момент их обменяли на бойцов вражеской армии. К тому же, помогло какое-никакое знание тактики противника, сформировавшееся за время пребывания в Грозном. Молодые люди были в курсе, что принимать у чужих пищу из рук запрещено, а также то, что нельзя поддаваться на провокации.

Читайте также:Юрий Степанов. История солдата, затерявшегося в Афганистане

Под трибунал

Как мы знаем, в 1996 году Россия капитулировала. Председатель Совета Безопасности Александр Лебедь и Аслан Масхадом подписали Хасавюртовские соглашения на фоне успеха «Джихада». В итоге идея ввести войска в Чечню была признана огромной ошибкой государства.

Очевидец вспоминает, что команда о прекращении огня была дана в самое неподходящее время. После штурма Грозного в августе 1996 года их армия понесла колоссальные потери. А отступать пришлось, когда наконец настал момент расплаты.

Офицеры не могли поступить иначе. Они были вынуждены выполнять самые нелепые приказы сверху. В противном случае их могли уволить и оставить без средств к существованию, либо посадить за решетку на неопределенный срок. Для этого собиралась так называемая чрезвычайная тройка. Приходили сотрудники особого отдела, собирали показания, а затем увозили человека и больше его никто не видел. В 90-е никто не разбирался в ситуации и не требовал справедливости.

Читайте также:Бахретдин Хакимов. Как сложилась судьба «брошенного умирать» в Афганистане солдата?