За что арестовали двух высокопоставленных генералов МВД?

Заместители руководителя Следственного департамента МВД Александр Бирюков и Александр Краковский заключены в СИЗО до 1 июня. Они курировали расследование скандального дела девелопера Альберта Худояна, строившего жилой комплекс на месте аэровокзала

За что арестовали двух генералов МВД?
© пресс-служба Басманного суда / Александр Краковский

Басманный суд Москвы выдал санкцию на арест двух заместителей руководителя Следственного департамента МВД — генералов Александра Краковского и Александра Бирюкова, а также их подчиненного, следователя по особо важным делам Александра Брянцева.

По версии следствия, «действуя из корыстной заинтересованности», генералы организовали передачу из столичной полиции в СД дела девелопера Альберта Худояна с тем, чтобы в дальнейшем освободить его из СИЗО и снять арест с имущества. Однако факт получения взяток следствие не смогло доказать. Всем троим вменили злоупотребление должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия (ч. 3 ст. 285 УК РФ).

На избрание меры пресечения всех троих фигурантов доставили уже в статусе обвиняемых. Ходатайства Следственного комитета рассматривали двое судей — Валентина Левашова и Юлия Сафина. Несмотря на то, что материалы пришли еще рано утром, слушания стартовали лишь после трех часов дня. В связи с карантином никого, кроме участников процесса, в здание не пустили. На лицах Брянцева и Краковского были медицинские маски, Бирюков же обошелся без нее.

© пресс-служба Басманного суда / Александр Бирюков

Защитники фигурантов, которые не признали свою вину, просили отклонить ходатайство следствия и избрать обвиняемым меру пресечения, не связанную с лишением свободы. В частности, неким компромиссным решением, по мнению адвокатов, мог бы стать домашний арест.

Так, адвокат Александра Бирюкова Павел Лапшов настаивал, что его клиент действовал в строгом соответствии с законом.

«Все действия, которые совершил Александр Александрович, полностью сооответствовали не только Уголовно-процессуальному кодексу, но и ведомственным нормативным актам, инструкциям. Никакого отступления от норм действующего законодательства он не допустил, никакой корысти в его действиях нет, — заявил Business FM адвокат. — Он выполнял свою работу, как и положено было делать».

По его словам, следователи буквально уговаривали фигурантов признать вину, однако сам защитник не увидел ее доказательств в деле. Он полагает, что с помощью ареста следствие намерено оказать некое психологическое давление на его клиента.

Однако на судью Валентину Левашову эти доводы не подействовали, и она заключила генерала под стражу до 1 июня. Двумя часами позже она санкционировала арест и другого генерала, Александра Краковского. Перед этим судья Юлия Сафина отправила в СИЗО следователя Александра Брянцева. Защита пообещала подать апелляции.

Кочующее дело

Санкционировал возбуждение уголовного дела против высокопоставленных сотрудников МВД лично глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин. В постановлении от 1 апреля, копия которого имеется в распоряжении Business FM, говорится, что не позднее 7 июля 2019 года Краковский и Бирюков, действуя «из корыстной заинтересованности», вступили в сговор на злоупотребление полномочиями, «намереваясь получить денежное вознаграждение» от владельца компании Optima Development Альберта Худояна.

Он находился под стражей по обвинению в мошенничестве на сумму 10 млн долларов с тремя земельными участками на Ленинградском проспекте столицы. Там на месте Московского аэровокзала его компания возводила жилой комплекс бизнес-класса Prime Park.

В июле — августе 2019 года Бирюков по согласованию с Краковским подготовил докладные записки на имя руководителя, начальника СД МВД, замминистра Александра Романова. В них он, в частности, сообщил недостоверные сведения, что дело в отношении Худояна возбуждено якобы незаконно, ему вменяются неправомерные действия в сфере предпринимательской деятельности и дело нужно изъять из Главного следственного управления столичной полиции и передать в управление по расследованию организованной преступной деятельности СД МВД.

Принявший к производству дело следователь Александр Брянцев сразу же снял арест с земли, а также составил ходатайство о переводе Худояна под домашний арест. В результате 11 ноября 2019 года Тверской суд Москвы освободил Худояна из СИЗО.

Следствие указывает, что Брянцев выполнял незаконные указания начальников, «действуя из личной заинтересованности и побуждения карьеризма». В дальнейшем они планировали переквалифицировать действия Худояна с ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере), которое предполагает до десяти лет лишения свободы, на более мягкую ч. 5 ст. 159 УК РФ (мошенничество, сопряженное с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности). Она предусматривает наказание от штрафа в размере до 300 тысяч рублей до пяти лет заключения.

Следствие пришло к выводу, что своими действиями сотрудники СД МВД нарушили права потерпевшего, которым по делу была признана зарегистрированная в Лондоне компания Маnsfield Executive Ltd. Худояну же был возвращен «объект хищения» в виде права долгосрочной аренды земельных участков, которые оцениваются в сумму «не менее 2,2 млрд рублей».

Заявление о рейдерстве и вымогательстве

Кстати, сам Альбер Худоян никогда вину по делу не признавал, заявляя о рейдерском захвате своей фирмы. Его адвокат Александр Забейда заявил Business FM, что начиная с весны 2019 года защита направила «неимоверное» количество жалоб, оспаривая незаконное, на ее взгляд, возбуждение уголовного дела следователями ГСУ МВД по Москве, арест имущества, а также избрание Худояну меры пресечения.

Он напомнил, что первоначально в июне прошлого года Худоян был помещен под домашний арест, но потом это решение отменил Мосгорсуд, а обвиняемого отправили в СИЗО. Позже, 11 ноября, его снова перевели под домашний арест, который и по сей день в силе.

«Мы жаловались в Следственный департамент МВД, в прокуратуру, писали обращения бизнес-омбудсмену Борису Титову, депутатам Госдумы, активно выступали в СМИ», — сказал адвокат.

Забейда отметил, что защита неоднократно сообщала, что потерпевший Сергей Говядин на очной ставке в присутствии следователя столичной полиции «открыто вымогал у Худояна взятку в 100 млн долларов».

Защита же просила прокуратуру передать дело в Следственный комитет, так как не верила в то, что в системе МВД оно будет расследоваться объективно. И хотя предыдущий следователь был уволен, а дело забрал СД МВД, адвокатов не устраивало, как ведется расследование на новом месте, они настаивали на его прекращении за отсутствием состава преступления.

Александр Забейда считает обвинения в адрес высокопоставленных сотрудников СД МВД «полнейшим абсурдом».

«Все, что им инкриминируется, входит в их должностные полномочия. Они были вправе принять решения, которые приняли. С Худояна никто никаких денег за это не просил, а он сам никаких взяток не передавал и сделать это фактически не мог, так как вначале находился в Бутырском СИЗО, а потом под домашним арестом», — сказал он.

Забейда подчеркнул, что решение об изменении его клиенту меры пресечения принимали в конечном счете не следователи, а суд. Он убежден: за уголовным преследованием полицейских стоит потерпевшая сторона, у которой «никаких законных способов повлиять на ход расследования просто не осталось».

Бывшие сослуживцы?

Впрочем, управляющий партнер адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры» Федор Трусов мнение коллеги о невиновности сотрудников СД МВД не разделяет. Он отмечает, что о возможности коррупционной составляющей в деле Альберта Худояна программа «Момент истины», соведущим которой он является, рассказывала еще четыре месяца назад. Поле этого Худоян подал к СМИ иск о защите чести и достоинства, который находится в производстве Симоновского суда. Слушания по нему так и не начались из-за карантина.

Поводом же для иска стал анонс фильма-расследования, размещенный программой на канале YouTube. В нем отмечалось, что один из защитников Худояна Геннадий Удунян раньше был сослуживцем следователя Александра Брянцева и даже делил когда-то с ним один кабинет.

Поэтому действия Брянцева могли быть плодами старой дружбы с коллегой, предположили журналисты. Кстати, Удунян, в частности, известен тем, что представлял интересы чиновника Минпромторга Дениса Пака, пострадавшего в драке с футболистами Александром Кокориным и Павлом Мамаевым.

«По большому счету то, о чем мы сообщили еще в ноябре 2019 года, сейчас было установлено постановлением о возбуждении дела, которое активно кочует по телеграм-каналам. Но у нас есть иск, в котором господин Худоян просит опровергнуть то, что фактически подтвердил глава СКР Александр Бастрыкин», — сказал Федор Трусов.