Как прокурор попросила главного киллера России об убийстве. А он выполнил заказ, но не взял денег

В деле главного киллера России Аслана Гагиева (Джако) появились новые и совершенно неожиданные подробности. Оперативники ФСБ и следователи СКР задержали экс-прокуроршу Ольгу Швецову, которая, как считает следствие, будучи еще при исполнении, попросила Джако об услуге. Она решила убить бывшего мужа своей сестры, который после развода пытался отобрать у нее часть имущества. Самое удивительное в этой истории то, что авторитет не только взял заказ, зная, что его цель — следователь СКР, но и не взял за свою работу денег, — то ли из уважения к нелегкой прокурорской службе, то ли в надежде на ответные услуги. В подробностях детективной истории разбирался корреспондент «Ленты.ру» Игорь Надеждин.

«Не такой он человек, чтобы убивать бесплатно»
© Кадр из фильма «Беременный»

Трудная мишень

Уроженца Грузии Аслана Гагиева по кличке Джако не зря называют главным киллером России: еще в 2004 году он создал и возглавил преступную организацию, в которую входили по меньшей мере 50 человек. Как считает следствие, в Москве, Подмосковье и Северной Осетии — Алании по приказу Джако они убили 60 человек, в том числе сотрудников правоохранительных органов, чиновников и бизнесменов.

20 июня 2018 года Гагиева экстрадировали в Россию из Австрии и заключили под стражу; в настоящее время он знакомится с материалами уголовного дела. Суд уже вынес приговоры 24 членам его преступной организации, некоторые из них получили пожизненные сроки. Еще двенадцать подручных Джако сейчас судят, семь объявлены в международный розыск. Еще семеро убиты по указанию Гагиева в период с 2010-го по 2014 год.

В уголовном деле банды Джако есть показания о том, как в конце августа 2012 года Аслан Гагиев передал своим подчиненным фотографию размером 5х6 сантиметров с портретом следователя Следственного комитета России (СКР) Александра Леонова, сообщил марку и номер его автомобиля, указал адрес на улице Крылатские Холмы в Москве, где Леонов жил с гражданской женой — федеральным судьей Савеловского суда Москвы.

Исполнителем преступления стала группировка Артура Джиоева — правой руки Аслана Гагиева. В нее входили полковник Евгений Яшкин — оперативник подмосковного СОБР «Булат» и кавалер ордена Мужества, а также Руслан Юртов — оперуполномоченный управления уголовного розыска подмосковного главка МВД. С 1 по 10 сентября 2012 года Яшкин и Юртов на Volkswagen Polo и Honda Accord наблюдали за домом на Крылатских Холмах, но Леонов там так и не появился.

11 сентября киллеры наконец заметили похожего на фотографию мужчину — тот вышел из дома и уехал на автомобиле Peugeot. Подручные Джако поехали за ним, но следователь обнаружил «хвост» и сумел оторваться. Однако Яшкин и Юртов запомнили номер его машины.

Пять пуль для следователя

12 сентября 2012 года Артур Джиоев на мотоцикле выехал к Савеловскому суду. Там он дождался появления Леонова (тот вышел вместе с женой) и проследил за их машиной до улицы Крылатские Холмы, по дороге дав команду киллерам устроить засаду у подъезда.

Когда Леонов припарковался во дворе и вышел из машины, к нему подбежал Юртов и на глазах жены пять раз выстрелил в него из пистолета с глушителем. Следователь скончался на месте. Юртова на мотоцикле подобрал Джиоев, а Яшкин незамеченным скрылся на автомобиле.

Несколько дней они прятались в садовом товариществе «Раменка-1» (Одинцовский район Подмосковья). Оружие и мотоцикл уничтожили в ту же ночь, распилив болгаркой и разбросав фрагменты по разным помойкам, а одежду сожгли. Убедившись, что их никто не ищет, подручные Джако перестали прятаться и приступили к подготовке новых убийств.

Преступление удалось раскрыть только в 2014 году, когда оперативники задержали костяк банды Гагиева. Яшкин и Юртов дали подробные показания о том, как следили, где прятались и как совершили убийство. Но кто именно заказал убийство Леонова, им было неизвестно.

В 2018 году полковника Яшкина признали невменяемым (проявились последствия травм, полученных во время боевых действий на Северном Кавказе) и определили на принудительное психиатрическое лечение. Что до Юртова, то он, по данным следствия, в качестве киллера группировки Джако убил еще десять человек. Вместе с Артуром Джиоевым он в настоящее время находится на скамье подсудимых в Московском окружном военном суде, где слушают основное дело банды Гагиева.

Прокурорский след

Заказчик убийства следователя на Крылатских Холмах долгое время оставался неизвестным, хотя следователи не прекращали розыск, отрабатывая все возможные версии. Среди возможных подозреваемых была бывшая жена Александра Леонова — Людмила. Но куда интереснее для следствия, как выяснится позже, была ее сестра — прокурор, старший советник юстиции Ольга Швецова. Но тогда в поле зрения оперативников она не попала, да и особый процессуальный статус защищал ее от всякого рода оперативно-розыскных мероприятий.

Ольга Швецова родилась в 1961 году на Сахалине. Работать в правоохранительных органах начала сразу после института: в августе 1984 года поступила на службу в прокуратуру СССР. Долгое время работала на Сахалине, а в начале 90-х годов переехала в Северную Осетию — Аланию, где сначала работала следователем Следственного управления МВД Северо-Осетинской АССР, но при первой возможности вернулась на службу в прокуратуру.

© пресс-служба Прокуратуры Северной Осетии /// Ольга Швецова (в центре)

В ноябре 2005 года Швецову назначили прокурором Иристонского района Владикавказа, а в июне 2015 года, в рамках ротации руководящих прокурорских кадров, перевели на должность прокурора Затеречного района города.

След Швецовой в деле об убийстве следователя Леонова появился лишь летом 2019 года. Тогда один из обвиняемых дал дополнительные показания, что заказ на Леонова поступил вскоре после того, как Аслан Гагиев в Москве встречался с «женщиной — осетинским прокурором, родственницей бывшей жены покойника».

Швецову вызвали на допрос в качестве свидетеля, а затем следствие вынуждено было обратиться к прокурору республики за санкцией на проведение оперативно-розыскных мероприятий. Такое разрешение было получено, но и Швецова сразу узнала, что попала в разработку СКР и ФСБ.

Прерванный побег

По оперативным данным, вскоре после допроса в ГСУ СКР по СКФО Ольга Швецова уничтожила несколько бумаг и провела несколько конспиративных встреч. Скорее всего, таким образом она пыталась уничтожить доказательства своего знакомства с Гагиевым. Впрочем, это не помогло: 14 декабря Швецову задержали в аэропорту Владикавказа при попытке вылететь в Москву; ее объяснения по поводу цели поездки выглядели неубедительными.

По словам источника «Ленты.ру» в правоохранительных органах, сейчас оперативники ФСБ и следователи СКР выясняют, с кем в последнее время общалась Швецова. Дело в том, что при задержании у нее изъяли только один заграничный паспорт, хотя достоверно известно, что их у нее два. Кроме того, есть информация, что Швецова заказала билет на рейс в Мюнхен.

— В том паспорте, который пока не обнаружен, проставлена действующая шенгенская виза, выданная, по оперативным данным, посольством Германии в России в этом году, причем уже после допроса в СКР, — говорит наш собеседник. — То есть внешне все выглядит как подготовка к побегу за границу. Таким образом, есть основания полагать, что накануне задержания кто-то предупредил прокурора о том, что она находится в разработке.

По всей видимости, этот «кто-то» — лицо, допущенное к гостайне, к тому же заинтересованное в том, чтобы действующий прокурор не был задержан по обвинению в преступлении. Возможно, в рамках договоренностей с этим лицом накануне задержания Швецова уволилась из прокуратуры, дабы не дискредитировать службу. Чем еще можно объяснить этот вызывающий подозрение поступок? Однако сам факт разглашения служебной информации еще предстоит доказать.

В данный момент Ольга Швецова имеет статус подозреваемой по уголовному делу о приготовлении к убийству по найму. Свою вину бывший прокурор не признает, хотя факт встречи с Джако не отрицает. Следствие ходатайствовало о ее аресте на два месяца, но суд санкционировал содержание под стражей всего на 30 дней. В ближайшее время (не позже 24 декабря) ей должны предъявить обвинение.

Золото коллектора

Но почему прокурор Швецова решила убить следователя Леонова? Судя по всему, дело в семейных разборках: Леонов был женат на сестре Швецовой, и после расставания они долго делили имущество. Речь могла идти о больших деньгах: Леонов долгое время работал коллектором и, по некоторым данным, приобрел в браке много ценного. Следователем он стал незадолго до гибели.

Как рассказали «Ленте.ру» в СКР, летом 2012 года, примерно в августе, Ольга Швецова прилетела в столицу, где при встрече с Асланом Гагиевым попросила его «решить вопрос» с Леоновым. Она передала Джако фотографию жертвы, адрес, по которому его можно найти, и другие личные данные.

Гагиев немедленно дал команду своим бойцам — и они начали готовить покушение. По имеющейся у следствия информации, деньги за убийство Гагиев не получил и выполнил заказ Швецовой из уважения к ней как к работнику прокуратуры. Впрочем, альтруизм главного киллера России вызывает сомнения.

— Не тот он человек, чтобы убивать бесплатно, — сообщил «Ленте.ру» высокопоставленный источник в правоохранительных органах. — Действительно, никаких денег Джако от Швецовой не получил, но, по оперативной информации, неоднократно обращался к ней с просьбами. Сейчас следствие внимательным образом исследует деятельность Швецовой до убийства Леонова и после — мы ищем признаки ее ответных действий. Не исключено, что стороны рассчитались услугой за услугу.

По словам источника «Ленты.ру», сейчас устанавливается, сама ли Ольга Швецова стала инициатором убийства или выполняла просьбу сестры. Это может оказаться принципиальным моментом: либо бывший прокурор является единственным фигурантом уголовного дела, либо она сыграла роль посредника между заказчиком и исполнителями — тогда статья будет более тяжкой, а наказание значительно большим.