«В советские времена его бы сразу убили»
В воровском сообществе России — большой скандал: 59-летний вор в законе Олег Мухаметшин, известный в криминальных кругах как Муха Люберецкий, пришел к начальнику московской полиции и отрекся от своего воровского титула. Этот случай — первый в истории криминального мира: еще никогда вор в законе не отрекался от «титула» перед сотрудниками правоохранительных органов. Таким приемом Муха попытался спастись от нового «антиворовского» закона — но теперь рискует навлечь на себя гнев криминальных авторитетов. Подробности истории вора-отступника, который выбрал не лучший способ облегчить себе жизнь, «Лента.ру» выясняла вместе с главным порталом о криминальном мире России «Прайм Крайм».
Отступник в законе
О том, что Муха Люберецкий обратился к начальнику московской полиции, стало известно 16 августа. В своем заявлении авторитет указал, что не является вором в законе и отказывается от титула. Когда удивленные полицейские поинтересовались у Мухи, что подтолкнуло его на столь отчаянный шаг, тот ответил, что «просто таковым [вором] себя не считает» и никогда им не был.
Муха Люберецкий — фигура в криминальном мире известная: он был неоднократно судим за подделку документов, разбой и хранение оружия. При этом авторитета всегда отличала хитрость и изворотливость: однажды он сумел подкупить охрану и сбежать из автозака, когда тот вез Муху из суда в СИЗО. А в 1994 году авторитет официально вошел в элиту преступного мира России, получив воровской титул. В этом Мухе помогли два столичных вора в законе — Андрей Исаев (Роспись) и Владимир Савоськин (Савоська).
Так Муха стал представителем славянского воровского клана и активно участвовал в делах криминального мира. Когда в 2008 году в нем активно шла война, по одну строну баррикад оказались сторонники Вячеслава Иванькова (Япончик) и Аслана Усояна (Дед Хасан), а по другую — те воры, которые поддержали Тариэла Ониани (Таро). Муха, отбывавший очередной срок, поддержал из-за решетки Япончика и Деда Хасана: они подписали смертный приговор Таро, который пытался стать лидером среди авторитетов.
Но те события давно остались в прошлом: Япончик и Дед Хасан, к которым примкнул Муха, пали от рук киллеров, а Таро, хоть и освободился весной из колонии, сразу же попал в СИЗО — там он дожидается решения вопроса о депортации в Испанию, где его обвиняют в отмывании незаконно полученных капиталов в составе преступного сообщества. Если Россия согласится выдать авторитета, ему грозит восемь с половиной лет тюрьмы, а также штраф в размере 50 миллионов евро.
Горе от ума
Сегодня российские воры в законе оказались в опале: 1 апреля президент Владимир Путин подписал закон об уголовном наказании для лиц, занимающих высшее положение в преступной иерархии. Теперь за один лишь воровской статус можно получить от 8 до 15 лет лишения свободы и штраф до пяти миллионов рублей. И хитрый Муха Люберецкий, поняв, куда дует ветер, решил действовать.
Для начала авторитет сменил фамилию: вместо Мухаметшина он стал Дегтяревым. А потом и вовсе решил обратиться в столичный главк МВД и официально заявить, что никакого отношения к ворам в законе он не имеет. Очевидно, таким образом Муха решил всех перехитрить: как отмечает «Прайм Крайм», вор-отступник давно стал адептом различных психологических практик.
Когда его задержали в 2010 году, полицейские нашли у Мухи руководство по соблазнению от тренера по пикапу Алекса Лесли. При этом сам авторитет признавался, что пособие работает безотказно — мол, проверял сам и очень рекомендует.
Правда, согласно мнению специалиста по уголовно-арестантской культуре Александра Сидорова, отречение от воровского титула перед силовиками вряд ли можно кому-то порекомендовать. Больше того: эксперт заявил, что Мухе теперь грозит смертельная опасность.
— Раньше — в советские времена — его [Муху] бы вообще сразу убили, сейчас же все зависит от того, насколько его фигура значима в криминальном мире, — сообщил Сидоров. — В любом случае с ним вполне могут расправиться.
По словам специалиста, теперь в уголовной среде Муху будут считать предателем, а само уважение авторитетов ему уже не вернуть. Сидоров также назвал поступок Мухаметшина глупым, отметив, что вор просто «испугался чего-то». Но эксперт не стал связывать решение Мухи отречься от воровского титула с законом об ужесточении наказания для криминальных авторитетов.
«Если вор отрекается, он говорит об этом ворам»
— Отречение Мухи Люберецкого от его титула воровской мир воспринял с улыбкой, — говорит в беседе с «Лентой.ру» редактор «Прайм Крайм» Виктория Гефтер. — Все дело в том, что у Мухи склад мышления афериста — обман не является для него чем-то предосудительным, тем более, обман полицейских. В своем заявлении [начальнику московской полиции] он не был честным — как минимум, сказал, что никогда не имел воровского титула, но это не так. А если Муха соврал однажды, как можно серьезно относиться к остальным его поступкам?
По словам Виктории Гефтер, в истории воровского мира бывали случаи отречения от титулов. В частности, такое было в 40-х годах XX века, когда за кражу вместо года стали давать десять лет. Случались отречения и в 60-х, и в 80-х годах — в то время, когда воры в законе массово подвергались «ломкам» (репрессиям). Но отступники от воровских понятий никогда не были в почете в криминальном мире.
— Между тем случай Мухи Люберецкого — не из этого ряда, — объясняет собеседница «Ленты.ру». — Если вор отрекается, он говорит об этом ворам, а не полицейским. Да и отречение Мухи — это всего лишь фикция, уловка для одного конкретного случая. Думаю, похожих историй больше не будет. Да и смысла в них нет — ведь отречение, даже настоящее, не освобождает от уголовной ответственности. Во всяком случае, на примере Николая Кузьмичева (Коля Томский).
Коля Томский был задержан 28 мая в Томской области, операцию провели сотрудники МВД при поддержке бойцов Росгвардии. В отношении Томского было возбуждено уголовное дело по новой статье УК РФ против криминальных авторитетов. На кадрах оперативной съемки задержанный сообщил силовикам, что не имеет уголовного прозвища и не является вором в законе.
— Это его реакция на стрессовую ситуацию, — комментировала Виктория Гефтер. — Для силовиков это ничего не меняет, но другие воры в законе за слова Кузьмичева обязательно зацепятся. Не исключено, что в тюрьме он окончательно откажется от воровского титула.
«У него не менее кровавое прошлое, чем у Шишкана»
Практика последних месяцев показывает, что новый антиворовской закон действительно работает: обвиненные в рамках него воры в законе один за одним оказываются в СИЗО. 15 июля по подозрению в занятии высшего положения в преступной иерархии (статья 210.1 УК РФ) был задержан и арестован Олег Медведев (Шишканов), известный как Шишкан.
«Я не знаю, что значат слова, которыми меня называет следователь, и даже повторять их не хочу», — заявил он на суде.
Между тем, если вина Шишканова будет доказана, ему грозят большие неприятности. Так что даже подозрение на наличие воровского статуса — пусть и в прошлом — может обернуться огромными проблемами для кого угодно.
Один из тех, кому стоит беспокоиться, — Тюрик, российский криминальный авторитет, вор в законе, один из лидеров Братской организованной преступной группировки и так называемой русской мафии в Испании. Он входил в ближайшее окружение Деда Хасана, а также имел большое влияние в криминальном мире Москвы, Санкт-Петербурга, Иркутской области и Испании. Правоохранительные органы Киева считают Тюрика организатором убийства бывшего депутата российской Госдумы Дениса Вороненкова — преступление было совершено в 2017 году.
Тем не менее уже долгое время Тюрик ведет законопослушный образ жизни и тщательно избегает вопросов, связанных с криминальным прошлым. По некоторым данным, как-то при задержании он заявил, что не имеет отношения к ворам в законе. Впрочем, все это остается пока лишь на уровне слухов. А вот то, что прямого ответа на вопрос, является ли он вором, Тюрик старается не давать — это факт.
В частности, об этом свидетельствует запись из отделения полиции, сделанная в январе 2015 года. На ней Тюрика спрашивают, считает ли он себя вором в законе, на что тот с улыбкой отвечает: «Если хотите, пусть мои юристы отвечают на этот вопрос. Я уже отвечал один раз».
— Сегодня в воровском мире все обеспокоены, и каждый в зоне риска — особенно такая состоятельная фигура, как Тюрик, — заключает Виктория Гефтер. — У него не менее кровавое прошлое, чем у Шишкана, которому светит пожизненное.