Новосибирский школьник‐хакер сам отправился в суд за справедливостью
Два года назад выпускник гимназии в Новосибирске взломал электронный дневник, чтобы исправлять оценки себе и одноклассникам. По инициативе руководства образовательного учреждения на школьника завели уголовное дело. С тех пор он находится под подпиской о невыезде, а дело лежит мертвым грузом. Юноша сам пошел в суд искать справедливости. Защита хочет добиться закрытия дела в связи с отсутствием состава преступления. Подробности участники истории рассказали корреспонденту «360». В ноябре 2016 года Жоглик — на тот момент 11-классник — вскрыл электронный дневник. Директор гимназии предложила выпускнику самому забрать документы и добровольно покинуть стены учебного заведения. В противном случае, она грозила заявить в полицию. Поскольку все случилось в канун сдачи пробного ЕГЭ, Жоглик отказался уходить из гимназии. 1 декабря директор написала заявление в полицию, и на него завели уголовное дело по статье «Неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации», предусматривающей два года лишения свободы. «Я живу с подпиской о невыезде, она не дала мне возможность поступить в вуз моей мечты в Санкт-Петербург. Из-за подписки я не могу даже на могилу своей любимой бабушки съездить», — сказал сам Владимир Жоглик. Речь идет о Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого — старшеклассник хотел стать инженером и даже имел некоторые наработки для будущего патента. Бабушка похоронена в Казахстане, куда из-за уголовного преследования он тоже не смог попасть. «Дело в отношении моего сына возбуждено 25 сентября 2017 года — практически спустя год после случившегося. 30 октября расследование завершили и передали дело в прокуратуру. Сейчас ждем ответа из Генпрокуратуры и Главного управления собственной безопасности. Надеемся, что где-то нас услышат», — рассказала мама мальчика, Лилия. Адвокат бывшего гимназиста Александр Балян считает происходящее обычной волокитой, поскольку следствие не предпринимает никаких попыток разобраться в обстоятельствах. «Мы решили обратиться в суд, потому что стратегия следователей направлена, судя по всему, не на попытку расследовать дело и направить его в суд с виновными лицами, а просто на взятие измором человека, которого не назначили обвиняемым с целью избежать ответственности за незаконное привлечение к уголовной ответственности. Собственно, это мы и собираемся обжаловать», — пояснил юрист. По словам адвоката, следователь, ничего не выяснив, просто периодически относила дело «наверх», после чего получала постановление о возобновлении, не имея на то никаких полномочий. «Также мы намерены обжаловать действия начальника следственного органа, который практически покрывает действия следователя, незаконно давая ей дополнительные сроки расследования. Для юристов особенно интересно было бы узнать, как можно возобновлять следствие после того, как следователь не справилась с этим в течение отведенного срока, не прекращая и не приостанавливая расследование», — отметил Балян. В формулировке обвинения, которая не меняется все это время, отсутствует само обвинение, считает специалист. Дело пестрит сводом правил и запретов, но они никак не связаны с действиями Жоглика. По версии следствия, подросток грубо нарушил закон «О персональных данных», однако школьные оценки к нему, отметил адвокат, отношения не имеют. В деле также не говорится о том, как к исправлению отметок причастен обвиняемый школьник. «Позиция областной прокуратуры в настоящее время нам непонятна. Масса нарушений уголовно-процессуального закона не находят никакой внятной реакции со стороны руководства прокуратуры. Ситуация выглядит патовой. Дело в суд действительно прокуратура не пропустила: там, собственно, нечего было пропускать с учетом того, что не было исправлено то, что суд предписал исправить, когда вернул дело прокурору в прошлый раз. При этом никакой реакции на нарушение нет», — подытожил юрист. Адвокат Жоглика солидарен с ним и его мамой, что дело стоило приравнять к шалости, максимум, к хулиганству, которое и так уже сполна наказано. В суде он намерен добиваться отмены состава преступления по вменяемой школьнику статье.