Войти в почту

Россия резко подобрела к преступникам

О тюрьмах России сказано и написано очень много. Долгое время количество заключенных в нашей стране было одним из самых больших в мире. Однако, к 2017 году, по данным правозащитников, количество людей, отбывающих наказание в местах лишения свободы или находящихся под следствием в следственных изоляторах, достигло минимума за всю современную историю России. Заключенных стало меньше в полтора раза На 1 января 2017 г. в местах лишения свободы содержалось около 523 тысяч человек, в следственных изоляторах – около 107 тысяч человек. Таким образом, количество заключенных составило всего 630 тысяч человек – это наименьшая за столетие цифра. Так, 1 января 2002 г., пятнадцать лет назад, количество заключенных в российских колониях и следственных изоляторах было почти в полтора раза больше и составляло 965 тысяч человек. Еще в 2015 г. отчет ICPS поставил Россию на десятое место в списке стран, в которых самый большой процент населения граждан отбывает реальные сроки лишения свободы. Впрочем, куда хуже ситуация в Туркменистане, в Таиланде и в Руанде. Из развитых стран самый высокий процент заключенных – в США. Поэтому снижение численности заключенных в российских тюрьмах – большой плюс. При этом, нельзя сказать, что в стране серьезно снизилась преступность. Просто в определенный момент власти всерьез озадачились вопросами гуманизации уголовно-исполнительной системы. В современных условиях, когда растут требования к качеству жизни – даже за колючей проволокой, но параллельно растет и стоимость питания, медицинских услуг, техники, одежды, содержать огромную «армию» заключенных – непозволительная роскошь. Тем более, что многие из них не работают на «зоновских» предприятиях и, соответственно, их содержание представляет собой серьезную нагрузку на государство. В настоящее время в России функционирует 716 исправительных колоний, 24 воспитательных колоний для несовершеннолетних, 8 тюрем, 126 колоний-поселений, 6 колоний, предназначенных для отбывания пожизненного лишения свободы, 217 следственных изоляторов и 98 ПФРСИ (помещений, функционирующих в режиме следственного изолятора), а также 81 уголовно-исполнительная инспекция и 2399 филиалов уголовно-исполнительных инспекций. Естественно, что обслуживание столь значительного количества исправительных учреждений требует колоссальных ресурсов – и человеческих, и материальных, и организационных, и информационных. Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) – это огромная система, «государство в государстве», с собственными предприятиями, учебными заведениями, медицинскими учреждениями и даже со своим спецназом. Для чего нужна гуманизация законодательства? О необходимости гуманизации российского законодательства одними из первых заговорили даже не правозащитники или парламентарии, а работники Верховного суда РФ. В 2016 году судьи предложили декриминализировать пять статей Уголовного кодекса РФ. Это значит – заменить уголовное наказание административным. Предлагалось смягчить участь лиц, совершивших мелкие кражи, нанесших побои или угрожавших убийством, а также подделавших документы и уклоняющихся от уплаты алиментов. По этим статьям в местах лишения свободы отбывали наказание тысячи людей, но особой общественной опасности такие деяния не представляют – по крайней мере, в большинстве случаев. Также Верховный суд предложил избавить от уголовного наказания тех людей, кто совершил уголовное преступление впервые и компенсировал вред, нанесенный потерпевшей стороне. Идея гуманизации уголовного законодательства вызвала бурное обсуждение в обществе. Особенно досталось статье УК РФ «Побои». Пожалуй, ни одно нововведение в уголовное законодательство не обсуждали столь долго. Сначала законодатели предложили оставить уголовную ответственность за побои в отношении родственников. Но возмутились поборники консервативных ценностей – мол, такое решение подрывает основы семьи, так как создает прецедент привлечения к ответственности родителей, отшлепавших ребенка. Против такого нововведения категорически выступила депутат Елена Мизулина. В конце концов, уголовную ответственность по статье «Побои» оставили за нанесение их из хулиганских побуждений, а также по причине ненависти и вражды – национальной, расовой, религиозной, социальной. Декриминализация законодательства на самом деле стала одним из важных шагов в разгрузке российских тюрем и колоний. Ведь многие не тяжкие преступления совершаются впервые, а совершившие их люди – отнюдь не матерые уголовники, разделяющие специфические взгляды на жизнь криминального мира. Куда целесообразнее применять к ним так называемые альтернативные наказания. Альтернативные – лишению свободы. Адвокат: альтернативных наказаний становится все больше Как говорит адвокат Тамара Куценко, в настоящее время подсистема альтернативных наказаний корректируется и расширяется. Известно, что в подавляющем большинстве санкций статей Особенной части УК за преступления небольшой и средней тяжести предусмотрены наказания, альтернативные лишению свободы. В действующем уголовном законодательстве Российской Федерации по распространенности среди наказаний, не связанных с лишением свободы, на первом месте находится штраф – статья 46 УК РФ. Кроме того, применяются такие альтернативные лишению свободы меры наказания как: 1) Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью – ст. 47 УК РФ. Данное наказание может назначаться в качестве дополнительного наказания (в отличие от штрафа) и в случаях, когда оно не предусмотрено в статье Особенной части УК РФ. 2) Обязательные работы – ст. 49 УК РФ. Такой вид наказания не назначается лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, а также ряду категорий военнослужащих). 3) Исправительные работы – ст. 50 УК РФ. 4) Ограничение по военной службе – ст. 51 УК РФ. Такой вид альтернативного наказания отчасти напоминает исправительные работы, которые к военнослужащим не применяют, однако, военнослужащий, совершивший нетяжкие преступления, продолжает нести военную службу. 5) Ограничение свободы – ст. 53 УК РФ. Его суть заключается в том, что трудоспособное лицо, достигшее к моменту вынесения судом приговора восемнадцати лет, направляется в специальное учреждение, определяемое органами, ведающими исполнением приговора, с целью привлечения его к труду в условиях надзора, но без изоляции от общества. 6) Принудительные работы – ст. 53.1. УК РФ. Эта статья относительно новая, стала применяться с 1 января 2017 года. Риски и плюсы гуманизации Использование альтернативных лишению свободы наказаний – один из важнейших шагов в плане гуманизации уголовно-исполнительной системы. Но пока юристы неоднозначно воспринимают сами последствия либерализации российского законодательства. Адвокат Тамара Куценко рассказывает, что действующая пенитенциарная система не учитывает реалии и зачастую отклонена от международных стандартов обращения с заключенными. «СП»: - Дает ли гуманизация уголовно-исполнительной системы какие-то позитивные результаты? - Принятая Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации либерализует уголовно-исполнительную систему отчасти, при этом реальная гуманизации пенитенциарной системы практически невозможна, это отчетливо видно на опыте предыдущих попыток гуманизации. Пенитенциарная система в своем нынешнем виде порождает рецидивистов, и никаким образом не исправляет преступников. Многие, после освобождения не пробыв и нескольких месяцев на свободе, снова попадают за решетку – это становится их образом жизни. Декриминализация общества и сокращение количества заключенных невозможна без изменения самого общества и образа жизни граждан в этом обществе.

Россия резко подобрела к преступникам
© ТАСС