Технологии обмана. Как не стать жертвой виртуальных грабителей?
В редакции «АиФ на Оби» прошёл круглый стол, на котором эксперты рассказали о технологиях обмана и дали советы, как не стать жертвой виртуальных грабителей. Поле чудес в стране дураков – Какие виды мошенничества сейчас самые распространённые? Наталья Суковатова, старший референт ГУ МВД РФ по Новосибирской области: – Мошенничества, связанные с интернет-магазинами. Многие предпочитают делать покупки, не вставая с дивана. Преступники, пользуясь этим, создают сайт, внешне напоминающий страничку какой-нибудь известной фирмы. Хотя это необязательно. Главное, на сайте предлагают сказочные скидки с обычными рекламными уловками: «только сейчас», «только сегодня», «спешите, а то не успеете». Физический адрес и телефон продавца на таком сайте по понятным причинам не указываются. При этом условие покупки товара – стопроцентная предоплата с помощью какой-нибудь обезличенной платёжной системы. Ещё один распространённый вид мошенничества – интернет-попрошайничество. Злоумышленники размещают объявления от имени благотворительных организаций, собирающих деньги на помощь больным детям или бездомным животным. Только указывают они свои банковские реквизиты вместо реквизитов благотворительных организаций. Михаил Докукин, блогер, специализируется на разоблачении интернет-мошенников: – Обманщики часто наживаются на людях, которые ищут работу. Они предлагают заработок на дому. Но вначале предлагают оплатить доставку материалов. Соискатель перечисляет деньги, но, ясное дело, никаких материалов не получает. Другая легенда: международная компания набирает штат для работы за границей. Вы отправляете резюме. Приходит ответ: вы приняты, но прежде чем приступить к работе, вам нужно оформить визу. Услуги по оформлению визы оплачиваются через электронный кошелёк. Ещё вариант: вы приняты, мы должны купить вам форму – перечислите деньги. Легенды разные, схема везде одна. Наталья Суковатова: – До недавнего времени было очень распространено мошенничество с помощью СМС-сообщений. Мошенники действовали либо от лица банка, присылая сообщения типа: «ваш счёт заблокирован... », и дальше следовала инструкция, как его разблокировать. Выполняя предложенные действия, человек давал мошенникам доступ к своим виртуальным деньгам. – Но откуда мошенники узнают номера телефонов? Михаил Ивонин, пресс-секретарь ПАО "Мегафон": – А им не надо ничего узнавать – ведь на каждый регион выделяется определённый массив номеров. Преступники брали этот массив и с помощью компьютерных программ рассылали всем одинаковые СМС-ки – кто «клюнет». Но сейчас это невыгодно, поскольку на законодательном уровне у операторов появилось право блокировать массовые несанкционированные SMS-рассылки, осуществляемые автоматизированным способом. – Значит, когда к борьбе с мошенничеством подключается государство, проблема решается мгновенно. Какие ещё законы нужны, чтобы преступники перестали обманывать людей? Михаил Докукин: – Хорошо бы было выявлять и наказывать людей, пытающихся совершать мошеннические действия в Сети. Не сомневаюсь, что технические возможности для этого есть. Попрошайки и шантажисты – И тем не менее мошенники никуда не исчезают, просто меняют тактику? Михаил Ивонин: – Они переместились в соцсети и уже просто вымогают деньги, придумывая новые легенды. Например, к вам в социальной сети «стучится» незнакомый человек, как правило, девушка, и говорит: «Я не могу войти в свой айфон по своей учётной записи. Не мог бы ты мне помочь? Вот тебе мой логин и пароль. Зайди, пожалуйста, со своего айфона – вдруг получится?» Как только вы на своём устройстве вводите её учётную запись, злоумышленники со своего компьютера блокируют ваш айфон и говорят, что разблокируют его только после того, как вы перечислите деньги. То же самое они проделывают со страничками в соцсетях и потом шантажируют владельцев аккаунтов. При наличии определённых навыков можно подделать и сайт банка. Клиент, зайдя на такой сайт, вводит свои учётные данные. Их перехватывают мошенники. Потом на экране появляется надпись «ведутся регламентные работы». В это время злоумышленник уже заходит на настоящий банковский сайт под вашим логином и паролем – и может пользоваться вашими деньгами. Григорий Мелихов, заместитель управляющего ВТБ24: – Большинство людей сейчас предпочитает проводить расчёты с помощью банковских карт. И здесь нужно быть крайне осторожными, чтобы данные вашей банковской карты не стали достоянием посторонних. Мошенники научились устанавливать устройства для считывания данных уже не только на банкоматы, но и на терминалы в супермаркетах. Наталья Суковатова: – Недавно мы завершили расследование в отношении кассира одного из супермаркетов, которая, вступив в преступный сговор с сожителем, считывала данные с банковских карт покупателей и похищала таким образом деньги. – Есть ли способы защититься от интернет-мошенников? Наталья Суковатова: – В случае с интернет-магазинами, если вы хотите совершить покупку – убедитесь, что на сайте есть адрес и телефон, все ссылки работают. Позвоните продавцу – дозвонитесь или нет. Предложение стопроцентной предоплаты, заминки на другом конце провода должны стать поводом для отказа от покупки. Пользуйтесь курьерской доставкой и оплачивайте товар только при получении. Михаил Докукин: – Никто не защитит вас от мошенников, кроме вашего здравого смысла. Просто «включайте голову» и думайте, нет ли подвоха в обещаниях сказочных скидок, высокооплачиваемой работы и тому подобного. Михаил Ивонин: – Никогда не вводите в свой компьютер или айфон чужие пароли, сомнительные команды, не скачивайте неизвестные программы, особенно по ссылкам в электронной почте или СМС. Чаще всего шпионское программное обеспечение распространяется в виде игр, обновлений, каких-нибудь «напоминалок». Скачав такую программу, вы запускаете в своё устройство «трояна», который может в том числе считывать сообщения интернет-банкинга и, таким образом, получить доступ к вашим электронным деньгам. Это – самый опасный вид кибер-преступности. «Подтвердите платёж» – Как банки защищают своих клиентов от мошенников? Григорий Мелихов: – Вводят дополнительные способы защиты для банковских карт. Например, при расчётах на большие суммы владельцу на мобильный телефон приходит пин-код, который он должен ввести, чтобы совершить операцию. Если владелец телефона и пользователь карты – разные люди, то платёж не пройдёт. – С тех пор как банки ввели дистанционное обслуживание посредством «личных кабинетов» в Интернете, акценты преступников сместились на эту сферу, поскольку взлом личного кабинета может дать доступ к миллионным суммам. Как защищены личные кабинеты клиентов банков? Владимир Вовкудан, заместитель территориального директора ПАО "Банк Уралсиб": – Банки рекомендуют на все электронные устройства, с которых вы производите финансовые операции, устанавливать последние версии мобильного банкинга и современные антивирусные программы. Безопасность – статья расходов, на которой не стоит экономить. Кредитные учреждения устанавливают у себя программы, которые позволяют отслеживать весь трафик электронных денег. Если служба безопасности видит, что со счётом клиента производится какая-то нехарактерная для этой организации операция или платёж направляется по адресу, занесённому в «чёрный» список, то операция блокируется и у клиента просят подтверждения, действительно ли он хочет эту операцию провести. Правила безопасности особенно важны для руководителей и бухгалтеров предприятий. Большая часть клиентов совершает финансовые операции с использованием Клиент-Банка. И если частное лицо, пренебрегая этими правилами, рискует только своими деньгами, то невнимательный бухгалтер, допустивший утечку персональных данных организации, рискует финансами своей компании. Григорий Мелихов: – Есть такая народная мудрость: не класть все яйца в одну корзину. Человек, который не планирует совершать финансовые операции в Интернете, может попросить банк отключить услугу интернет-платежей с его карты. Если без Интернета никак, есть смысл завести две карты – одну для расчётов, а другую для хранения денег. Для платежей в Интернете есть специальные карты. Снять деньги в банкомате по этой карте нельзя. Лимит платежей по ней – 15 тыс. руб. Даже если эта карта станет добычей мошенников, максимум что вы потеряете – 15 тысяч. Советы эксперта Защитит только бдительность Наталья СУКОВАТОВА, руководитель пресс-службы ГУ МВД РФ по НСО: 1. Старайтесь закрывать клавиатуру банкомата, так как мошенники могут установить на банкомате микрокамеру. 2. Снимать деньги лучше в банкоматах, которые расположены в офисах банков – эта территория просматривается видеокамерами служб безопасности банков, мошенники стараются туда не соваться. 3. Не пользуйтесь советами третьих лиц при возникновении проблем в работе с банкоматом – сразу звоните в службу поддержки клиентов банка. Её телефон, как правило, указан на банкомате. 4. Если вы потеряли карту или подозреваете, что данные с неё могли попасть к третьему лицу, немедленно позвоните в банк и заблокируйте свою карту. Сделать это можно в любое время дня и ночи. 5. Когда расплачиваетесь в магазине или ресторане, не выпускайте карту из виду. Попросите, чтобы слип прокатали в вашем присутствии. Пусть принесут импринтер или сами подойдите к кассе. Иначе с вашей карты могут снять копию. А уж подделать вашу подпись не составит труда. 6. Если в магазине вам прокатали слип, но ваш банк не дал авторизацию или вы передумали делать покупку, проследите, чтобы ваш слип был уничтожен при вас. 7. Проверяйте выписку по карте не реже одного раза в месяц. В этом случае вы успеете выставить претензию своему банку, а он – платёжной системе. Существуют строго оговорённые сроки, в течение которых вы можете что-то предпринять.