В Петербурге арестован директор частного центра судебных экспертиз, причастный к махинациям с квартирами
Красносельский районный суд Санкт-Петербурга санкционировал арест 35-летнего руководителя автономной некоммерческой организации "Северо-Западный центр судебных экспертиз" (АНО "СЗЦСЭ") Юрия Парфенова, сообщил "Версии на Неве" в среду старший помощник руководителя ГСУ СК РФ по Петербургу Сергей Капитонов.
Как пояснил источник, близкий к следствию, Парфенова подозревают в мошенничестве в особо крупном размере. По данным следователей, в "Северо-Западном центре судебных экспертиз" были изготовлены документы, на основании которых происходило незаконное завладение квартирами умерших петербуржцев.
Ранее сообщалось, что 27 октября 2016 года суд отклонил ходатайство об аресте Парфенова в рамках другого дела, возбужденного по ч. 2 ст. 292 УК РФ ("Служебный подлог"). Подозреваемого отправили под домашний арест решением заместителя председателя суда Галины Ершовой. Судье были представлены пять положительных характеристик на Парфенова.
О том, что данная мера пресечения будет обжалована, сразу же заявил адвокат Борис Бабушкин, являющийся потерпевшим. По версии следователей, он лишился завещанной ему квартиры на основании фиктивного экспертного заключения, изготовленного Парфеновым.
Уже 1 ноября следствию удалось добиться ареста подозреваемого, в связи с чем Бабушкин отозвал свою просьбу об изменении меры пресечения. "Следователь считает, что экспертный центр Парфенова делал заключение, на основании которого "отжали" квартиру в Калининском районе", - пояснил адвокат Бабушкин. По его словам, все уголовные дела Парфенова объединили в одно и передали в Красносельский районный отдел ГСУ СК РФ.
Установлено, что Юрий Парфенов, работая заведующим отделением геронтологии городской поликлиники N91, дал указание заведующему отделением профилактики этой поликлиники Егору Ермишину оформить медицинскую карту амбулаторного больного без номера на имя местного жителя и консультационное заключение врача-психиатра с заведомо ложными сведениями об органическом заболевании мозга. Затем Парфенов оформил экспертное заключение о наличии у того же местного жителя психического заболевания, в связи с чем он якобы не мог руководить своими действиями при подписании завещания.
На основании этих документов, представленных в Калининский районный суд Петербурга, был признан недействительным договор купли-продажи квартиры на Лужской улице стоимостью 2,9 миллиона рублей.
Аналогичный криминальный эпизод выявлен в Невском районе. По версии следователей, Ермишин и Парфенов изготовили заключение о наличии психического заболевания у другого местного жителя, в результате чего он якобы не мог руководить своими действиями при регистрации брака. В итоге супруга петербуржца лишилась квартиры и другого имущества.
Занимая должность заведующего отделения геронтологии, Парфенов имел прямой доступ к личным данным пенсионеров. При обысках в его кабинете сыщики обнаружили несколько незаполненных дипломов государственного образца о высшем медицинском образовании и гербовые печати.
Ермишин ранее также был заключен под стражу, ему предъявлено официальное обвинение. В прессе расследование этих махинаций с недвижимостью называют делом петербургских "черных психиатров".
Отметим, что за короткий период АНО "СЗЦСЭ" стала одной из лидирующих организаций в своем сегменте. Ее услугами пользовались Следственный комитет, МВД и другие силовые ведомства.
Открытие СЗЦСЭ финансировал один из совладельцев ГК "Балтийский Берег". Также он оказал серьезную поддержку в административном ресурсе, пишет Life.ru.
Впрочем, руководство компании не согласно с такой оценкой. При этом в "Балтийском береге" подтвердили информацию о предоставлении коммерческого займа АНО "Центр судебных экспертиз" по просьбе его директора.
"Но подозревать ЗАО "Балтийский берег" в какой-либо иной заинтересованности, кроме получения процентов за пользование денежными средствами, неправомерно - АНО "Центр судебных экспертиз" не произвел ни одной экспертизы по заказу ЗАО "Балтийский берег", - сказала представитель компании Анна Шевелева.
Она также отметила, что экспертиза - важный инструмент в споре хозяйствующих субъектов. "Чем профессиональнее и быстрее она производится, тем более оперативно решаются возникающие вопросы. Вопрос независимости и неподкупности эксперта не подлежит обсуждению, так как является основополагающим камнем данного вида деятельности", - заключила Анна Шевелева.
"Коммерческая" судебная психиатрия
По закону негосударственным организациям запрещено проводить исследование, которое, по сути, является досудебным следственным действием. Однако в ряде регионов России судебную психиатрию уже отдали на откуп частникам. В системе Минздрава нашли юридическую лазейку, благодаря которой необходимые лицензии коммерсанты стали получать у местных властей.
Кассационная жалоба на отказ комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга в предоставлении вожделенной лицензии центру Парфенова должна была слушаться в конце ноября. Поддержать частных психиатров решил даже нынешний помощник начальника регионального управления Минюста Дмитрий Волосевич, которого привлек к этой работе профессор РАНХиГС Андрей Куприн.
Коммерсанты не скрывали, что хотят превратить судебную психиатрию в прибыльную сферу деятельности. Свои чаяния они прикрывали борьбой с коррупцией, которая, по их заявлению, царит у монополистов - государственных экспертных учреждений. При этом Куприн говорил, что заказчик в частных центрах всегда получает требуемый результат, ведь лучшие эксперты "владеют своим предметом исключительно идеально", а "доказать то, что он за деньги делает подложную экспертизу, невозможно".
Махинации, совершенные при участии главы СЗЦСЭ Юрия Парфенова, были выявлены в процессе расследования уголовного дела о разбое 13-летней давности. Причем к этому преступлению оказался причастен глава муниципального образования Колпино Вадим Иванов.
Как следует из материалов уголовного дела, в 2003 году грабители напали на Ольгу Макину и отняли у нее 46 тысяч долларов. Один из нападавших дважды выстрелил в жертву, но ей чудом удалось выжить.
Разбирательство по этому уголовному делу состоялось в 2014 году в Красносельском суде Санкт-Петербурга. Тогда адвокаты подсудимого Антона Василенко утверждали, что показаниям Макиной нельзя доверять, поскольку она якобы никак не могла бы опознать нападавших спустя десять лет. По просьбе защиты эксперты-психиатры Юрий Парфенов и его коллега по 91-й городской поликлинике Софья Новик составили заключение, в котором, по словам судьи Леонтьева, "публично назвали Макину психически больным человеком". Выяснилось, что эксперты Новик и Парфенов фактически поставили диагноз "шизофренический бред" и "бредовое расстройство", ни разу не встретившись с самой Макиной и пользуясь только документами.
Правда, суды первой и апелляционной инстанций однозначно определили, что мнения этих специалистов-эскулапов "носят необъективный характер и явно ставят целью опорочить показания потерпевшей".
Второго грабителя, которым оказался высокопоставленный чиновник Вадим Иванов, Макина опознала случайно. Как-то перед самым новым 2014 годом она дома мыла посуду и услышала по телевизору знакомый голос. Подойдя к экрану, женщина, по ее словам, буквально закричала, узнав в своем обидчике нынешнего главу муниципалитета Колпино.
После того, как все фигуранты нападения на Ольгу Макину, кроме Иванова, были уже осуждены, женщина в конце января 2016 года написала жалобу на психиатров Парфенова и Новик в семь разных инстанций. Она потребовала наказания вплоть до лишения их права заниматься профессиональной деятельностью. Почти отовсюду пришли одни отписки. Единственным результатом было то, что через полгода жалобу передали в районный отдел полиции, где дело и заглохло после единственного визита заявительницы для дачи объяснений. А 29 сентября Иванов был арестован. Вскоре и расследование действий психиатров сдвинулось с мертвой точки.