Зачем Макрон "обменял" свою Африку на наши Армению и Молдавию
Франция отозвала своего посла в Нигере и до конца года выведет из страны свои войска. Об этом заявил президент Франции Эммануэль Макрон.
«Мы положим конец военному сотрудничеству с нынешними властями Нигера, поскольку они больше не хотят заниматься борьбой с терроризмом", – сказал он в интервью французским телеканалам.
Оказывается, Франция присутствовала в Нигере исключительно ради борьбы с терроризмом.
Некоторые страны Африки уже попросили французов на выход. При этом Париж и Брюссель, как обычно, винят во всем Москву, которая, по их разумению, хочет рассорить ЕС с ее «задним двором», как однажды заметил небезызвестный садовник, он же по совместительству глава европейской дипломатии Жозеп Боррель. Кстати, те же американцы своих военных решили пока в Нигере оставить.
Огорченный африканским провалом своей политики Макрон решил, видимо, поискать новое место приложения своих «дружеских» усилий, а заодно насолить Москве – и обратил свой взор на Армению и Молдавию.
Еще в июне французский президент пообещал поддержку евроинтеграционным устремлениям Кишинева, а под конец сентября в Молдавию прибыл министр обороны Франции Себастьян Лекорню, чтобы обсудить двустороннее сотрудничество в сфере безопасности, перспективы развития молдавско-французского партнерства, а также другие вопросы, представляющие взаимный интерес. Министр пообещал, что Франция направит в Молдавию, нейтральный статус которой закреплён в Конституции, постоянную военную миссию и заявил о готовности обучать молдавских военных, а также помочь в укреплении системы обороны.
Окучивание Парижем Еревана имеет еще более давнюю историю. Не секрет, что во Франции проживает много этнических армян, и Нагорно-Карабахский конфликт давно в зоне внимания французских властей. На днях Макрон пообещал оказывать Армении политическую и гуманитарную поддержку, а также заявил, что внимательно следит за сохранением политической целостности Армении. Разумеется, не мог обойтись он и без выпада в сторону России.
«Россия заодно с Азербайджаном. Франция будет поддерживать народ Армении», – заявил он.
Стоит напомнить, что Франция, как и Россия – сопредседатель Минской группы ОБСЕ по разрешению карабахского кризиса и, по идее, должна соблюдать нейтралитет. Однако заявления Парижа говорят о другом. Конкретные шаги пока не озвучены, но со стороны Армении уже звучат призывы вывести российских миротворцев и ввести международные силы под эгидой Организации Объединенных Наций.
Руководитель Центра французских исследований Института Европы РАН Юрий Рубинский отметил, что Франция, входя в Минскую группу по урегулированию Нагорно-Карабахского конфликта, присутствует в регионе в правовом отношении, но миротворцев на этой территории не имеет.
– Миротворцы там только российские. Ни США, ни Франция не имеют там реальных возможностей для воздействия на ситуацию.
Повышенный интерес Франции к проблеме Нагорного Карабаха связан не с тем, что у них есть прямые экономические или стратегические позиции, а с тем, что во Франции самая большая в Западной Европе армянская диаспора. Она меньше, чем в России, но сравнима с американской. Это важно.
Франция официально, решением французского парламента, признала геноцид армян в Оттоманской империи Турции в 1915 году, что сама Турция до сих пор не признает. Это мотивируется солидарностью с христианами на Ближнем Востоке, не только в Армении, Карабахе, но и в Сирии, Ираке, других странах.
Это старая традиция, тем более что французские армяне (их примерно 360 тысяч) занимают довольно влиятельное положение во французском деловом, культурном, политическом мире, как и во всех странах с крупной армянской диаспорой. Тем более, что значительная часть французских армян – это беженцы с Ближнего Востока, то есть бывшей Оттоманской империи в период геноцида.
В целом в конфликте между Западом и Востоком (Россия-Китай, с одной стороны, и США-Евросоюз-Япония и т.д., с другой) этот вопрос один из конфликтных, где западные державы поддерживают, скорее, армян.
«СП»: Но если Франция входит в Минскую группу, то должна соблюдать нейтралитет, а она явно заняла проармянскую позицию.
– Французские средства массовой информации, да и дипломаты на сессии Генассамблеи ООН, упрекают Россию в том, что она проявляет односторонний подход к армяно-азербайджанскому конфликту в пользу Азербайджана.
Причем высказываются довольно резкие оценки в том плане, что Россия увязла в украинском конфликте, фактически отдала Армению на откуп Турции, которая тесно связана с Азербайджаном и активно его поддерживает. Тем более что Турция действительно проявляет активную политику в этом вопросе и оказывает поддержку. Так что критика ожидаема и взаимна, даже параллельна: со стороны России – французской односторонности, со стороны Франции – российской.
Причем французы на фоне своих больших неудач в Африке стараются подчеркнуть, что Россия, участвуя в украинском конфликте, ослабила свое влияние на постсоветском пространстве, в том числе на Южном Кавказе.
«СП»: Можно ли говорить о том, что Россия способствовала проблемам Франции в Африке, о чем, уже не стесняясь говорят западные политики, и это вызывает негодование Макрона? Возможно ли, что позиция Франции по Армении – это такая своеобразная месть Макрона за африканские неудачи?
– Я бы не связывал эти вещи между собой напрямик. В какой-то степени это, конечно, в контексте – если в одном месте какие-то конфликты интересов есть, то они дают себя знать и в других, так бывает. В данном случае прямой увязки между Африкой и Закавказьем я не вижу.
Что касается африканских проблем, то Франция там испытала очень серьезные поражения. Она бывшая колониальная держава в значительной части Африки – Северной, Западной и Южной. Серия переворотов, которая там произошла, подорвала очень сильно французские позиции. В частности, решение убрать войска из Нигера и отозвать посла было сделано после того, как три страны, где произошли последние три переворота – Мали, Буркина-Фасо и Нигер, а теперь еще и Габон – сильно подорвали позиции Франции.
Я бы не сказал, что французы целиком вешают ответственность за свои неудачи в Африке на Россию. Конечно, о деятельности вагнеровских военных советников пишут достаточно, но целый ряд ошибок во французской постколониальной политике в Африке также налицо. Они должны разобраться, как реагировать на то, что сейчас происходит. В поисках причин они признают, что французская постколониальная политика, особенно последние 12-15 лет, была недостаточно эффективна. Франция разделила ответственность за то, что местные элиты не справились с экономическими, социальными проблемами.
Французы пытались опереться на поддержку других стран ЕС и США в своих бывших африканских владениях, но активной помощи не получили. В результате политика Парижа в Африке сейчас подвергается большим изменениям. .
«СП»: У Франции давние связи с Арменией. Это понятно. Но чем так заинтересовала Париж Молдавия?
– Франция последние пару десятков лет скорее негативно относилась к проектам расширения численного состава ЕС, считая более важным углубление его интеграции и расширение компетенций. Расширение состава, которое произошло в конце 90-х и начале нулевых годов, притормозило процесс принятия новых решений по повышению эффективности ЕС. Теперь, судя по всему, Франция пересмотрела свою позицию, сблизившись с позицией Германии, которая вступает за такое расширение. Германия имеет более сильные экономические позиции на Западных Балканах, хотя и по-разному с разными странами.
К Молдавии, ее связям с Румынией и проблеме Приднестровской Молдавской республики Франция сегодня проявляет определенный интерес только через проблему расширения Евросоюза, но не выступает здесь инициатором процесса.