Дружба с Россией уже преступление?
Новые атаки против Эрики Швянчёнене и её соратников
В Литве продолжается жёсткие политические репрессии. Их корни еще в 1990-1991 гг., когда в Литве началось давление на левые и прогрессивные силы, а с конца лета 1991 г. началась настоящая «охота на ведьм». Постепенно в тюрьмах оказались Юозас Ермалавичюс, Миколас Бурокявичюс, Юозас Куолелис и другие лидеры Компартии Литвы.
Сейчас видим новую волну неонацизма и русофобии - на этом строится линия правления крайне правого режима. Совсем недавно, 21-25 сентября в «инстанции» были вызваны известные литовские общественные деятели: Эрика Швянчёнене, Казимерас Юрайтис, Валерий Иванов. Всем им вручено подозрение в уголовных делах, которые заведены по политическим мотивам. Из психиатрической лечебницы строгого режима на свободу все еще не выпускает активистки Социалистического Народного фронта Илону Шимонене. В тюрьмах и дальше находятся политзаключенные: Альгирдас Палецкис, Алексей Грейчюс, Константин Никулин, Мантас Данелюс.
21 сентября публицист, одна из лидеров «Международного форума добрососедства» Эрика Швянченене, приехала в Бюро криминальной полиции. Тут ей вручили документ о подозрениях в ходе уголовного дела, которое начато еще осенью 2022 года. В документе изложены такие основные моменты:
«Бюро криминальной полиции Литвы. 2-ое управление по борьбе с организованной преступностью, 4 отдел. В ходе досудебного расследование собрано достаточно данных, которые дают основание подозревать, что Эрика Швянчёнене (г.р. 1965) совершила преступные действие, которые попадает под статью 170-2, часть 1 УК Литвы и статью 118, часть 1 УК Литвы. Ерика Швянчёнене подозревается в том, что: действуя в группе сообщников, помогла другим государствам: Российской Федерации, и Республике Беларусь, действовать против Литовской Республики - её конституционного строя, территориальной целостности, против обороны страны, во время информационной передачи открыто отрицала агрессию СССР против жителей Литовской Республики в периоде 11-13 января 1991 года.
Важные детали: Эрика Швянчёнене, действуя в группе сообщников вместе с Казимерасом Юрайтисом и Едикасом Ягелавичюсом (досудебное расследование насчет которого выделено в отдельное из-за розыска) помогла другим государствам –Российской Федерации и Республике Беларусь действовать против Литовской Республики».
Дальше идёт весь перечень визитов Э. Швянчёнене и её соратников в Белоруссию и Россию. Как один из основных акцентов «преступлений» -встреча Эрики и её соратников с представителями Общественной палаты РФ в Москве 26 июля 2022 года, и затем проходивший «круглый стол» с представителями общественности России и политэмигрантами. Прекрасно помню эту встречу, ибо сам в ней участвовал. Там выступали не преступники, а мирные уважаемые люди: бывший посол РФ в Литве Александр Удальцов, председатель ассоциации «Наследники победы» Валерий Калякин, журналистка Галина Сапожникова, профессор, историк Юозас Ермалавичюс и другие.
Увы, литовское гестапо все такие мирные визиты расценивает как преступление. И «шьют» уголовные дела по статьям УК 118( помощь иностранному государству действовать против Литовской Республики) и УК 170-2 (отрицание советской агрессии).
Корни таких процессов
Надо признать, что такие процессы имеют глубокие корни. Острый кризис в Литве начался ещё в 1990-1991 годах. В стране происходили опасные процессы: в разных городах создавались отряды антисоветских боевиков, на помощь им приехали даже антисоветские группы из Украины, Грузии. В декабре 1990 г. в Литву приехала даже группа сотрудников Центрального разведывательного управление (ЦРУ) США, ей руководили Андрюс Ейва и Леонард Хоф.
В ЦК Компартии Литвы располагали информацией о приказе 009А Департамента охраны края (ДОК), в котором было указано готовиться к аресту активных членов компартии, созданию тайных тюрем, к провокациям против военных и КГБ.
Директор ДОК, ученик американского специалиста по «цветным революциям» Д. Шарпа Аудрюс Буткявичюс, его заместители, А. Ейва и другие представители ЦРУ координировали эту подрывную деятельность.
Конечно, в той ситуации принимались конкретные меры: 8 января в Вильнюс прибыло подразделение воздушно-десантных войск, чуть позже некоторые другие подразделения. Важная деталь: в начале января правительство Литвы приняло решение по резкому повышению цен на продукты питания. 8 января перед зданием парламента Литвы прошла манифестация рабочих, они протестовали против повышения цен и требовали отставки правительства. Вскоре премьер-министр Казимира Прунскене объявила об отставке кабинета министров.
10 января 1991 г. президент СССР Михаил Горбачёв обратился к властям Литвы с требованием отмены антиконституционных актов и восстановление действие союзной Конституции. 11 января из Москвы, из аэропорта «Внуково» в Литву вылетела группа спецназа «Альфа».
11 января созданный «Конгресс демократических сил Литвы» направил в Верховный Совет «Ультиматум трудовых коллективов и демократических сил», в котором предлагалось принять требование Москвы и восстановить действие Конституции Литовской СССР и Конституции СССР на территории республики. А вечером того же дня у здания парламента собралось около 30 тысяч человек, которые вытеснили с площади пикетчиков, требовавших отставки Верховного Совета.
Тут нужно заметить важную деталь: еще 10 января Витаутас Ландсбергис обратился к структурам «Саюдиса» с призывом ехать в Вильнюс и проводить дежурство у нескольких объектов: у Верховного Совета, у телецентра и у телебашни. Структуры «Саюдиса» заказали автобусы и начали везти людей в столицу из Каунаса, Кедайней, Шиаулей, Паневежиса и других городов страны.
12 января появилось обращение «Комитета спасение Литвы», в котором они попросили представителей литовских СМИ не призывать людей к незаконным акциями и провокациям. Но этот призыв не был услышан.
Ночью с 12 на 13 января советские войска провели штурм телецентра и телевизионной башни. Операции по занятию этих объектов проведены чётко, и оба объекта были быстро заняты. В операциях участвовали танкисты, десантники и группа спецназа КГБ «Альфа».
Но в ту ночь около телебашни были убиты 14 человек (13 погибли на месте, один умер чуть позже в больнице) и ранено 144 человека. Это были люди, которые по призыву «Саюдиса» дежурили у телебашни, всего там по разным подсчетам находились от 6 до 8 тысяч человек.
В Литву приехала группа из прокуратуры СССР (в составе 15 человек), было проведено расследование. Уставлено, что стрельба в людей велась с крыш жилых домов, пули были от старого оружия: разных карабинов и даже охотничий винтовок. А советские военные имели только автоматы, кроме того, некоторые офицеры имели при себе пистолеты Макарова. Фактически это означало, что советские структуры не несли ответственности за гибель людей, и атаку провели вооружённые боевики.
Также в ту ночь погибли: офицер группы «Альфа» КГБ Виктор Шацких (застрелен) и советский активист Израель Бутримович (убит ударом металлической цепи).
Тут важная деталь: тогда, в начале 1991 года, в Литве находился полковник МВД СССР (позднее генерал-майор) Владимир Овчинский. Он с коллегами проводил аналитическую работу, были установлены такие факты: «Мы совершенно четко установили, что в Литве действовали резидентурные группы США, часть которых составляли этнические литовцы, имеющие американское гражданство и со специфическим опытом: они воевали в различных странах в спецподразделениях, служили в ЦРУ и в других спецслужбах США.
Они обучали людей делать «коктейли Молотова», обучали тактике, ездили по стране. Кроме того, на территории республики уже были схроны с оружием. Что очень важно: мы установили, что советские военные не убивали людей, и все люди были убиты снайперами «саюдистов». На территории Литвы уже активно действует сеть американской резидентуры, вся ситуация развивается по книгам Джина Шарпа».
Cобытия развивались с огромной скоростью. 14 января Сенат Конгресса США принял резолюцию с призывом к президенту СССР «воздерживаться от дальнейшего применение силы против демократически избранных правительств Литвы, Латвии и Эстонии». К призыву США присоединились все прозападные силы в Москве - Ельцин, Яковлев, Бакатин, Новодворская, Попов, Станкевич и другие. В Литве двоевластие оставалось до событий августа 1991 г. в Москве. После 21 августа крайне правый режим утвердился в стране.
Боевики действовали по схеме «цветных революций»
Еще осенью 1990 г. создавались структуры Департамента охраны края и с ними связанные группировки: некоторые из них действовали под прикрытием всяких якобы добровольных групп, как «дружинники Саюдиса», как вновь создаваемый Союз стрелков, и всякие другие парамилитарные группировки. Все они стали вооружаться. Основная часть оружия поступило из местных организованных преступных группировок.
В событиях января 1991 г. тоже участвовали представители ОПГ: среди боевиков, которые дежурили в Верховном Совете, были личности из таких кланов, которые чуть позже создали силовую группу внутри партии консерваторов и стали известными. Например, как член Сейма (1996-2000 гг). Альгис Петрусявичюс, как сотрудник военной разведки (с 1992 г.) Йонас Заянчкаускас, погибший в 1997 г. боевик Владас Грибаускас и другие их подельники. Вместе с ними действовала группа из Украины (около 20 человек), в том числе и Евгений Дикий (с 2014 г. командир роты неонацистского батальона «Айдар»).
По данным бывшего работника МВД Арвидаса Балчюса, в отряде боевиков, которые ночью 13 января 1991 г. стреляли в людей с крыш жилых домов, были известные представители ОПГ Римантас Грайнис (взорван в автомобиле в 1995 г.) и Ромас Чепонис (застрелен в 2001г.).
К некоторыми терактам, были причастны очень близкие к В. Ландсбергису фигуры. Так, бывший инструктор ДОК Жилвинас Разминас для литовских СМИ заявил, что весной 1990 г. советник Ландсбергиса Андрюс Тучкус заплатил 1000 долларов ему и еще четырем его подельникам за подрыв памятника советским войнам в Крижкалнисе.
Репрессии, связанные с событиями января 1991 года
Волна политических репрессий, связанных с событиями января 1991г., началась уже с конца лета того же года. После запрета компартии начались обыски и аресты активистов компартии и советских дружинников. Власти хотели доказать свою версию о событиях 13 января 1991 г. в Вильнюсе, и показать обществу якобы виновных. За решеткой оказались Иван Кучеров, Игнас Видмантас, Валерий Иванов, Александр Бобылёв, Виктор Орлов и много других их соратников. Небольшую часть их отпустили, но многие были осуждены, как А. Бобылев, В. Иванов, В. Орлов и еще многие провели в тюрьмах по несколько лет.
15 января 1994 г. литовские спецслужбы в Белоруссии захватили и увезли в Литву лидеров литовской компартии Миколаса Бурокявичюса и Юозаса Ермалавичюса. В Литве был задержан их соратник Юозас Куолелис. После долгого расследование и судебного процесса в 1999 г. были объявлены приговоры за «активное участие в деятельности КПСС»: М. Бурокявичюс —12 лет лишение свободы, его соратникам сроки чуть меньше: Ю.Ермалавичюсу - 8 лет, Ю. Куолелису - 6 лет. То есть, сама деятельность в рядах компартии признана преступлением.
Также проводилось расследование по событиям 13 января 1991 года. 27 марта 2019 г. Вильнюсский окружной суд озвучил приговор. В зале суда были двое обвиняемых: Юрий Мель - его приговорили к 7 годам лишения свободы и Геннадий Иванов – его приговорили к 4 годам лишения свободы. Остальные 65 человек были осуждены заочно на разные сроки - от 4 до 14 лет лишение свободы.
Жёсткие преследования за историческую правду
Власти Литвы продолжали продвигать свою версию о событиях января 1991 г., им было важно глушить другую позицию, основанную на реальных данных. В январе 2011 г. за слова «Свои стреляли в своих» было заведено уголовное дело в отношении известного антифашиста Алгирдаса Палецкиса.
Этот литовский политик и журналист в декабре 2010 г. в эфире радиопередачи заявил, что советские военные не убивали людей, в них стреляли боевики с крыш жилых домов. Началось расследование, затем судебный процесс. В январе 2013 г. окончательный вердикт вынес Верховный Суд, А. Палецкис был признан виновным, назначено наказание - штраф в размере 3000 евро.
Заведены были дела и в отношении свидетелей, которые на суде А. Палецкиса рассказывали о том, что своими глазами видели, как ночью 13 января 1991 г. в людей стреляли не советские военные - обстрел велся с крыш жилых домов. Это Дангуоле Раугалене и Яунутис Лекас. В 2012 г. в их отношение были заведены уголовные дела, они переданы в суд. Но суды все-таки оправдали Д. Раугалене и Я. Лекаса.
В 2017 г. в паутину литовских спецслужб попал и журналист, издатель Повилас Масилёнис. В его издательстве «Политика» был издан литовский перевод книги российской журналистки Галины Сапожниковой - «Кто кого предал. Как убивали Советский Союз и что стало с теми, кто пытался его спасти».
В марте 2017 г. были проведены обыски в издательстве и в квартире П. Масилёниса, конфисковали почти весь тираж только что изданной книги, заведели уголовное дело за «отрицание советской агрессии». В феврале 2019 г. суд признал А. Масилёниса виновным и назначил наказание - штраф в размере 2 600 евро. Саму Галину Сапожникову еще в августе 2015 г. задержали в Литве и вскоре депортировали в Россию.
В конце сентября 2018 г. за публикацию статьи о событиях 13 января 1991 г. осужден и известный публицист Симонас Загурскас, его оштрафовали на 3 700 евро. В апреле 2018 г. Загурскаса, который уже много лет проживал в основном в Британии, арестовали в аэропорту, как какого- то опасного преступника - группа полицейских накинулась на него, надели наручники и увезли в тюрьму. Там его держали две недели, затем отняли паспорт и отпустили под подписку о невыезде.
С 2018 года началась новая волна репрессий – попытки заглушить правду о событиях января 1991 года
Алгирдас Палецкис в мае 2019 г. открытым письмом из тюрьмы обратился к гражданам Литвы, в нем он заявил, что его преследует за историческую правду. В тюрьму его закрыли 25 октября 2018 г.
Когда 19 декабря 2018 г. стало известно об аресте Палецкиса, началась борьба за его освобождение: проходили акции протеста, люди собирали подписи за его освобождение. Вскоре стало ясно, что доказательной базы о якобы «шпионской деятельности» А. Палецкиса нет - все строилось только на показаниях агента ДГБ Д. Бертаускаса. Конечно, властям не нравилась кампания защиты А. Палецкиса, и тогда представители спецслужб начали кампанию давления на тех активных граждан, которые выступили в защиту гражданских прав.
Осенью и в конце 2018 г. в Литве были арестованы Алгирдас Палецкис, Деймантас Бертаускас и Валерий Иванов, у некоторых были проведены обыски без ареста, в основном это проводилось в конце октября, в ноябре, и в начале зимы - в декабре. Были заведены уголовные дела по ст. 119 УК Литвы («Шпионаж») в отношении Алгирдаса Палецкиса, и его знакомого бизнесмена Деймантаса Бертаускаса. Проведены обыски у члена правления Социалистического Народного фронта (СНФ) Павла Жевжикова, общественника Артураса Шидлаускаса и других людей.
В январе-апреле 2019 г. на допросы вызывались П. Жевжиков, председатель СНФ Гедрюс Грабаускас и еще группа других антифашистов. Что же инкриминировали Палецкису? В официальных документах литовского спецслужб написано: «Алгирдас Палецкис подозревается в тяжелом преступлении – он, возможно, собирал информацию о прокурорах и судьях, которые участвовали в расследовании уголовного дела о событиях 13 января 1991 г. Также он, возможно, связан с подготовкой похищения людей».
Несмотря на отсутствие доказательной базы, А. Палецкис был осужден по приговору Шиаулейского окружного суда в июле 2021 г., назначено наказание - 6 лет лишения свободы. В мае 2022 г. приговор подтвердил Апелляционный суд Литвы. В апреле 2023 г. Верховный суд Литвы чуть уменьшил срок - до 5 с половиной лет тюрьмы. Д. Бертаускас был сразу оправдан, как человек, который якобы представил важные данные в ходе расследования.
В такой ситуации интересно выяснить, чего так боятся ландсбергисты? Видно, что они бояться правды, обнародования того, что реально происходило в январе 1991 года, когда погибло много людей. И важная деталь: сейчас в Литве почти не говорится о том, что этой ночью был убит лейтенант спецгруппы «Алфа» Виктор Шацких, тяжело ранен десантник капитан Евгений Гаврилов, еще несколько советских военных получили ранения средней тяжести. Но главное то, что с крыш жилых домов стреляли боевики, и погибшие мирные люди были расстреляны из старых карабинов или другого оружия старого образца. Так кто же виноват?
Писатель Витаутас Петкявичюс: «На совести Ландсбергиса 14 жертв»
Некоторые свидетели тех исторических событий постепенно изложили веские факты. В 2004 г. была опубликована книга «Корабль дураков». В ней её автор писатель Витаутас Петкявичюс описал очень важные детали о событиях у телебашни ночью 13 января: «На совести Ландсбергиса 14 жертв. Ландсбергис и Буткявичюс послали на крыши домов боевиков. Они стреляли сверху вниз боевыми патронами. Я это видел своими глазами».
Важные факты в сентябре 2022 г. изложил один из лидеров КПЛ, профессор Юозас Ермалавичюс: «Осенью 1990 года генерал КГБ Виктор Чебриков проявил инициативу: была создана группа по противодействию антисоветских сил в Прибалтике. Я был среди участников той группы. Группе очень помогали представители Прибалтийского военного округа. Проводились важные мероприятия, и если бы не позиция М. Горбачёва и А. Яковлева, то я уверен, нам бы удалось победить антисоветские силы Прибалтики».
Свидетели событий подтверждает линию исторической правды.
Третий секретарь КПЛ в 1989-1991 г., генерал запаса Альгимантас Науджюнас подчеркнул: «Операция по занятию телебашни со стороны советских военных была проведено чётко по закону. Маршал Д.Язов дал указание на разрешение силы «без применения оружия к гражданскому населению». Именно так и было сделано, советские военные там оружие не применяли».
Консультант ЦК КПЛ (1990-1991 г.) Едмундас Касперавичюс тоже вспоминает те исторические событие кровавого января: «События января 1991 г. были не просто борьбой за власть. В планах «Саюдиса» была цель кардинально изменить судьбу литовского народа. Начинался глобальный обман литовского народа, который стал ясным лишь через многие годы. А новая литовская власть тогда смогла организовать «сакральные жертвы».
Александр Бобылев в 1990 -1991 г. был руководителям штаба советских дружин Литвы. Был арестован осенью 1991 года и после судебного процесса, который был основан на фальсификациях, осужден на три года лишения свободы. Он так заявил о ситуации: «В компартию я пошёл тогда, когда многие из неё побежали. В 1989 году в Компартии Литвы произошел раскол, часть пошла на сближение с «Саюдисом», часть вообще ушли из партии, а часть остались верна идеалам и традициям. Были и такие, кто именно тогда вступил в настоящую литовскую компартию, среди них и я.
Насчет народных дружин: в СССР они были во всех городах. Дружинники помогали милиции, не имели оружия, лишь красные повязки. Поскольку тогда в Литве проходили всякие провокации, мы начали заниматься физической подготовкой, осваивали действия по самообороне. На суде пытались продвигать версию, что это была тайная военная организация. Нас упорно пытались записать в боевой ударный отряд партии.
В январе ситуация стала очень сложной: шёл митинг за митингом, провокация следовала за провокацией. Затем всё дошло до тех кровавых событий, где все ясно: в людей стреляли не военные, у них не было такого оружия. Но «саюдисты» все повернули так, как им надо. Январские события — это козырь против России, пропагандисты говорят: «А вы помните кто эти русские? Они 13 января устроили, они людей убили».