Украина начинает выдыхаться: фронт в Харьковской области может «посыпаться» до наступления холодов

«Российские военные имеют успехи на Купянском направлении в Харьковской области, ситуация для ВСУ сложная», — заявил министр обороны Украины Алексей Резников перед отправкой в отставку. Зачем Россия наступает на этот городок, где осталось менее 20 тысяч населения? Состоится ли осенью наше масштабное наступление, которое прогнозируют многие аналитики? Почему ВСУ продолжают «контрнаступ» на южном направлении, хотя очевидно, что он провалился?

Украина начинает выдыхаться: фронт в Харьковской области может «посыпаться» до наступления холодов
© Вечерняя Москва

Российские войска активно продвигаются по направлению к Купянску в Харьковской области. Напомним, в начале сентября прошлого года, пользуясь нехваткой наших сил, ВСУ захватили этот населенный пункт. И вот мы возвращаемся. Как пояснил участник событий, волонтер Алексей Живов, российская армия активно использует мощный перевес в артиллерии. «Мы прекрасно растянули силы противника, — пишет он. — У ВСУ все силы на Запорожье, в Херсоне и на границе с Белоруссией, а мы пошли в наступление там, где нужно закрыть проблему Белгородской области — чтобы ее перестали обстреливать. У противника там сил мало, перевес у нас».

Наступаем лучшими соединениями

По словам военкора Германа Куликовского, наступают — ВДВ и группировка «Отважные» — армейский спецназ. «Противник теряет опорники, прорвана первая линия обороны», — пишет военкор.

Военный блогер Юрий Подоляка подтверждает: «Временами у противника видна паника: некоторые рубежи оставляют без боев».

— По сути, мы используем преимущества местности, наступая не в степи, как ВСУ на запорожском направлении, а по лесу. «Зеленка» не сойдет еще минимум полтора месяца, поэтому мы можем более-менее скрытно маневрировать, — пояснил военный эксперт, полковник ВС РФ в отставке Андрей Земцев. — Второе наше преимущество — «контрнаступ» ВСУ. Большая часть личного состава и техники — там, в районе Запорожья. Зеленский поставил задачу взять хотя бы Токмак, который обозначен для западных кураторов как «маркер успеха». И сроки поджимают: результата нужно достичь до начала осенней распутицы. Поэтому перебросить для обороны Купянска сколько-нибудь серьезные силы ВСУ не могут.

Хотя добавим, кое-что перебрасывают: на днях в районе Волчанска Харьковской области наша артиллерия разбила колонну ВСУ примерно из 50 машин.

Молодые активисты отправились помогать бойцам

— По всей видимости, Украина пыталась перебросить личный состав, технику и боекомплект ближе к линии фронта, в направлении Изюма и Купянска, — пояснил военный эксперт Геннадий Алехин.

Экс-депутат Верховной рады Олег Царев пояснил, что Россия ежедневно наращивает атаки на Купянском направлении. Судя по всему, наши неспешно готовятся к более серьезному наступлению.

— Атаки на Купянском направлении — только начало, — уверен Царев.

Военкор Марат Хайрулин, согласен: «В тылу готовится армия наступления. Основное направление — Харьков, — пишет он. — Удар по Харькову пойдет с трех направлений. Берем прямое направление на Славянск от Артемовска, будет еще обходной удар со стороны Купянск — Кременная и третий удар будет с российской территории — та самая резервная армия, о которой Шойгу докладывал. То есть мы берем Харьков в кольцо».

Ждем, пока противник устанет

Андрей Земцев считает, что «армия наступления» выдвинется не раньше, чем ВСУ окончательно израсходуют свой наступательный потенциал.

Боевики завязли: прорвать даже первую линию обороны у ВСУ не вышло

— Оборона для нас сейчас важнее, причем сразу по нескольким причинам. Первая и главная: даже если мы возьмем Харьков, но потеряем сухопутный коридор в Крым, это будет поражение. Хотя бы потому, что ВСУ приблизятся к полуострову, получат возможность обстреливать его ракетами, бить по Крымскому мосту. Вторая причина: даже небольшой успех «контрнаступа» ВСУ Зеленский сумеет выгодно подать — специалисты по пиару у него хорошие — и получит от Запада новую военную помощь. Поэтому допустить даже минимального продвижения и минимальных успехов противника мы не можем. Третье: в обороне нам лучше, чем в наступлении. Обширные минные поля, преимущества в артиллерии и авиации, серьезные защитные сооружения и, как следствие, куда меньшие потери личного состава и техники — все это наши плюсы, от которых глупо отказываться.

По мнению эксперта, главная задача России сейчас — уничтожить как можно больше живой силы и техники ВСУ, а не занять как можно больше территории.

— Когда мы поймем, что «контрнаступ» окончательно выдохся, когда украинцы станут более массово, чем сейчас, сдаваться в плен, когда разведка доложит, что все резервы ВСУ сожжены — «стерлись» о нашу оборону, — тогда мы и будем переходить в наступление, — пояснил Андрей Земцев. — А пока продолжим ограниченно давить под Купянском, вынуждая Украину перебрасывать туда войска и тем самым ослаблять давление на главном направлении — в Запорожье. Наши действия под Купянском — не стратегическое, а тактическое наступление.

Для стратегического, на мой взгляд, пока не созрели условия. Но осталось совсем немного: мы видим, что ВСУ под Запорожьем бросают в бой последние резервы.

Директор Института политических исследований Сергей Марков считает, что все вышесказанное прекрасно понимают и генералы ВСУ, и офис Зеленского.

— Но они все равно вынуждены наступать, потому что их время истекает. Через год с небольшим — выборы президента США, главного интересанта и спонсора украинского конфликта. А команда Байдена уже дала прогноз: если конфликт на Украине продолжится, Байден проиграет. Поэтому конфликт должен закончиться. И Зеленский сейчас делает все, чтобы он закончился на более выгодных для него условиях.

Андрей Земцев согласен:

— С военной точки зрения ВСУ выгодно делать то, что сейчас делаем мы. А именно — выстроить мощную эшелонированную оборону и защищаться, заставляя Россию наступать, теряя сотни тысяч людей. На Донбассе выстроить оборону удалось, поэтому даже спустя полтора года СВО эта территория не освобождена: Россия не хочет терять людей. Но тут «вылезает» проблема политическая — под оборону, даже эффективную, Запад средства не дает, ибо, как сказал глава европейской дипломатии Боррель, «Россия должна быть побеждена на поле боя». Но в обороне победить невозможно, поэтому ВСУ и кидают в наступление — спонсоры проекта хотят видеть зримую и убедительную «победу над русскими». Иначе им трудно объяснить избирателям, почему не растут пособия, зато растут цены на продукты, безработица и тарифы ЖКХ. Есть результат — объяснить можно: мы, хорошие добрые люди, заплатили за победу над злой Россией. Нет результата — спонсоры в луже: вложили деньги, а результат — нулевой. Так что Украина наступать продолжит, и нам это скорее выгодно.

Ресурсов уже не хватает

Политолог Григорий Савельев убежден, что ресурсы Украины крайне ограничены.

— Мобилизационный резерв страны в начале СВО составлял от 5 до 6 миллионов человек. Это очень прилично. Но, во-первых, большая часть боеспособных мужчин в первые месяцы спецоперации разными способами покинули Украина, уехав в основном в страны ЕС и Россию, — рассуждает эксперт. — Во-вторых, согласно данным западных источников, только убитыми Украина потеряла около 350 тысяч человек.

Еще примерно столько же — люди, тяжело раненные, которые уже не вернутся в строй. Итого — минус 700 тысяч. Третье: боец бойцу рознь. Сами украинские командиры признают, что качество поставляемых в части новобранцев резко снизилось. Много людей в возрасте 50 плюс, у многих хронические заболевания.

Практически все призванные не имеют опыта службы в армии, либо это опыт, которому же 30 лет и более. Иными словами: люди формально есть, но полноценно воевать они физически не могут. Именно поэтому в последнее время увеличилось число потерь, а также случаев сдачи бойцов ВСУ в плен: украинцы, попав на передовую, понимают, что других шансов победить и даже выжить у них нет.

Военный эксперт, директор музея ПВО Юрий Кнутов добавляет:

— На Украине начали призывать людей, у которых есть родственники-инвалиды, нуждающиеся в уходе. На фронт попадают старики. Недавно широкий резонанс вызвал ролик про беспалого инвалида, который стреляет, дергая за привязанную к курку веревочку. Уже начали призывать женщин, имеющих нужную военноучетную специальность — например, медиков.

Постоянно ходят слухи, что вот-вот начнут призывать студентов, поэтому многие, давая взятки, бегут из страны. Число здоровых мужчин в возрасте до 50 лет, оставшихся в стране, я бы оценил тысяч в 200: вот реальный мобилизационный ресурс Украины — люди, которые способны выполнять боевую задачу.

Андрей Земцев уточняет:

— В июне Зеленский распорядился мобилизовать на фронт 100 тысяч человек. Кое-как мобилизовали 30 тысяч. В июле — новое распоряжение: мобилизовать еще 100 тысяч. Реально набрали 40 тысяч. «Норма» августа — еще 100 тысяч. Но когда к середине месяца стало ясно, что план снова не выполнят, Зеленский снял всех военкомов и назначил новых. И поставил очередную задачу — 200 тысяч мобилизованных за осень. Вот эти 200 тысяч, по всей видимости, и есть последний реальный резерв. Дальше пойдут старики, подростки, женщины. Ресурс Украины явно исчерпывается. Так что скоро, возможно, наша очередь наступать.

Владимир Прохватилов, старший научный сотрудник Академии военных наук, военный эксперт, считает, что русская «армия наступления» готова, но в ближайшее время, осенью, наступать не станет.

— Еще месяц, и наступит осенняя распутица, интенсивность боевых действий с обеих сторон резко снизится. Если мы и будет наступать, то не раньше зимы. Второй фактор, который следует учитывать, — помощь США. Уже даже республиканцы, лидер которых Трамп заявил, что прекратит конфликт на Украине за 24 часа, предлагают передавать ВСУ реактивные кассетные боеприпасы с дальностью стрельбы больше, чем у ствольной артиллерии. Иными словами, пока американцы «сливать» Украину не намерены.

Быть ли корейскому сценарию

Григорий Савельев считает, что Украине будут помогать, но довольно недолго.

— Сами украинские источники, включая пропагандиста Дмитрия Гордона (признан иноагентом в РФ. — «ВМ»), со ссылкой на офис Зеленского говорят следующее. «США будут помогать нам до конца года, а дальше — стол переговоров. Сколько успеем отвоевать, столько успеем». Вот ровно поэтому они и стремятся перерезать сухопутный коридор в Крым, чтобы потом, после заключения перемирия или мира, иметь возможность угрожать Крыму. А когда этот мир кончится — атаковать полуостров.

Дмитрий Журавлев, генеральный директор Института региональных проблем, считает, что подобный сценарий развития событий, к сожалению, вполне реален.

— Среди российских элит есть немало людей, кому интересен мир «здесь и сейчас» — это в их карьерных, политических и бизнес-интересах.

А что будет через годы, их мало волнует. Проблема в том, что если мир мы заключим, то, по сути, это будет короткая передышка. Вероятнее всего — год-два, пока Штаты «разбираются» с Китаем, пытаясь ослабить его военную и экономическую мощь. А затем они вернутся к «украинскому вопросу», — пояснил эксперт.

Андрей Земцев предупреждает:

— В странах Евросоюза уже провели перепись всех украинских беженцев мужского пола. По просьбе Украины собраны сведения о «лицах призывного возраста». Если будет заключен мир — неважно, по какому сценарию, — их начнут интернировать на родину. Дескать, война закончена — чего вы тут сидите. И Украина получит новый, не меньше миллиона человек, мобилизационный ресурс. Как только созреют условия, этих мужчин поведут в бой. Никакие соглашения, как выяснилось, Украина не соблюдает. Поэтому останавливаться, делать передышку, нам крайне невыгодно. Наиболее выгодная для нас стратегия — дождаться ослабления ВСУ и перейти в масштабное наступление.

Я думаю, зимой это будет вполне реально.

КСТАТИ

ВСУ готовятся к боям за Купянск. И.о. начальника Купянской районной администрации Украины Андрей Канашевич призвал жителей региона принять решение об эвакуации. Он предложил жителям района принять «ответственное и взвешенное решение» о выезде на безопасные территории страны. Позднее глава Харьковской областной военной администрации Олег Синегубов сообщил, что обязательная эвакуация населения проведена из 53 населенных пунктов Купянского района. В Купянском районе местные жители рассказали интересные подробности «эвакуации».

Кроме того, что вывоз населения происходит преимущественно из тыловых районов ВСУ, чтобы разместить в опустевших домах боевиков, она носит и явно выраженный избирательный характер. Так, например, в эвакуационные автобусы не пускают мужчин независимо от их возраста и состояния здоровья. Более того: несколько мужчин, которых, по идее, должны были эвакуировать, доставлены на врачебную комиссию в ВСУ. Эвакуация была приманкой — чтобы их мобилизовать.

США продолжат помогать Зеленскому

Владимир Жарахин, заместитель директора института стран СНГ, политолог:

— Как долго продержится Украина, будет во многом зависеть от США. Точнее — от их помощи. У Байдена, несмотря на низкий рейтинг, все же есть шансы победить на выборах. Ну хотя бы потому, что он успешно «топит» своего главного конкурента — Трампа. И я категорически не согласен с тем, что Байден может победить как «президент мира». Наоборот, чтобы вновь избраться, он должен показать себя либо как победитель, либо как воин. Потому что в противном случае он просто дедушка, который слабо соображает, все путает и здоровается с пустотой. Такой дедуляпенсионер в качестве лидера нации никому не интересен, поэтому из него будут лепить «победителя России». Стать таковым он, кстати, уже пытался.

Вспомните: несколько месяцев назад он, устами Зеленского, уже предложил «формулу мира». Мол, Россия отходит на границы 1991 года, сокращает армию, платит репарации и т. д.

Не вышло. Но какая-то победа Байдену нужна — иначе совершенно непонятно, зачем он Украине помогал, тратил деньги налогоплательщиков. Если не получается победы — а пока ее не видно, значит, нужно побыть хотя бы в роли воина, защищающего «молодую демократию».

А для этого необходимо конфликт на Украине не прекратить, а даже усилить. И выбрать Байдена под лозунгом «коней на переправе не меняют». Дескать, посмотрите: мы взялись защищать Украину, а вместе с ней, понятно, и всю Европу — нашего верного союзника от большой страшной России, угрожающей всей мировой демократии. И мы не можем бросить это важное для всего цивилизованного человечества дело, иначе потомки проклянут нас. Вот такой будет риторика.