Войти в почту

о курсе Хельсинки на конфронтацию с Россией

«Похоже, в мире грядут действительно тектонические изменения. В случае Финляндии они могут повторить события прошлого исторического всплеска местного национализма, для успокоения которого Советскому Союзу потребовалось разгромить Гитлера. Схожий рецепт выписал и Патрушев: «После нашей победы в СВО всё вернётся на круги своя, как это было в 1945 году, когда Финляндия начала военные действия против фашистской Германии».

На северо-западном фронте без перемен. С тех пор как Финляндия на фоне СВО стала 31-м членом НАТО, события развиваются по вполне предсказуемому сценарию — в сторону обострения. На это указал накануне Николай Патрушев. «Политика финского руководства, подогреваемая их кураторами из Вашингтона, разрушает установившиеся после разгрома фашистской Германии добрососедские российско-финляндские отношения. Снова взят осознанный конфронтационный курс с нашей страной», — сказал глава Совбеза РФ на совещании по безопасности в Петрозаводске.

Снова, то есть со времён, когда финны воевали на стороне гитлеровцев. Причём отличались особой жестокостью (как сейчас отморозки из ВСУ). «Только в Карелии ими были варварски убиты свыше 7 тыс. военнопленных и замучены в концлагерях более 8 тыс. мирных жителей», — напомнил Патрушев. И раскрыл ведомственную тайну. Оказывается, за последние полгода в республике пресекли аж десять преступлений террористической направленности, задуманных западными и украинскими спецслужбами. Всё повторяется, но уже в современном формате.

В чём смысл террористических атак в Карелии? По словам главы Совбеза, речь идёт ни больше ни меньше как о потенциальном сепаратизме. Вашингтон и Хельсинки интригуют в надежде раскачать в республике «карельский вопрос». Пытаются вложить идеи национальной независимости карелов в головы прежде всего молодых людей — ведь им жить дальше. Возбудив на первом этапе стремление к самостийности, на втором можно намекнуть на возможность слияния с соседней Финляндией, которая уже и в ЕС, и в НАТО, а значит, желающим кружевные трусики обеспечены.

Тот факт, что граница между Россией и Финляндией закреплена мирным договором, подписанным в Париже в 1947 году, геополитических блудников не смущает. Их цель — переформатировать реальность под свои интересы. Поговаривают, что в Хельсинки местные политики кусают локти из-за того, что не успели воспользоваться наивностью Михаила Горбачёва и отхватить себе кусок Карелии... Теперь там вновь хотят переиграть историю уже с опорой на блок НАТО. А ведь скоро, в 2027 году, в республике отметят 800 лет крещения карелов. Эти земли исконно наши.

Возможно, нынешние амбиции Финляндии подогревают воспоминания о том, как Иосиф Сталин, желавший обезопасить СССР, отодвинуть его границу подальше от колыбели большевистской революции, предлагал соседям размен территорий: часть Карелии должна была отойти Финляндии, а пространство от Выборга до Ленинграда — Советскому Союзу. Тогда в Хельсинки отказались, из-за чего и случилась советско-финская война. Сам факт торга за территории, пусть и неудачного, вызывает у исторически вторичных наций ложные надежды? Видимо, да.

Такое определение не должно обижать финнов. Ведь это правда. Финляндия — историческая провинция Швеции, её младшая сестра. Местные, помню, рассказывали о существовании там такого понятия, как «шведская жена». То есть жена как бы высшего качества, принадлежащая к бывшей метрополии, облагораживающая собой вполне заурядного финского мужчину... А потом метрополией стала Российская империя.

Получив государственность после её распада из рук Ленина, тихая Финляндия, очевидно, скучала по большой Истории. И вот выпал шанс.

А ведь нейтралитет Хельсинки был в некотором смысле эталонным. Его можно было поместить в палату мер и весов. В условиях двухполярного мира Финляндия извлекала свои выгоды, снимая жирные пенки, сливки и прочую сметану с прибыльной торговли с Советским Союзом, ничуть не беспокоясь за свою безопасность. Финские сапоги, финский сервелат, финская бумага стали у нас нарицательными. А кое-какие товары, например «креповые финские носки», даже вошли в большую русскую литературу — читайте одноимённый рассказ Сергея Довлатова.

Участвовала Финляндия и в большой политике. В конце концов, именно в Хельсинки был подписан Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (инициированного, кстати, Варшавским договором, а значит, СССР), установивший согласованные правила на континенте. Возникло даже понятие «финляндизация», означающее благословенный, уважаемый всеми нейтралитет. В знак признательности к 25-летию особых отношений Москвы и Хельсинки в Союзе по финской повести сняли добрый фильм «За спичками» с Невинным и Леоновым в главных ролях...

Теперь это всё в прошлом. Стоило случиться величайшей геополитической катастрофе XX века, как в действие вступили законы политической физики. Нарушение равновесия сил после распада СССР закономерно привело к усилению правых. Уже в 1995 году в Финляндии появилась партия «Истинные финны». Встречаются также переводы «Коренные финны», «Исконные финны», «Настоящие финны» или «Подлинные финны». Название говорит само за себя. Идеология и политика соответствующие — ультраправые. Сейчас «Истинные финны» — вторая по численности партия в местном парламенте.

Усиление национализма закономерно сопровождалось ущемлением левых сил и их символов. Так, 22 июня этого года (да-да, именно 22 июня!) городской совет Хельсинки принял решение переименовать парк имени Ленина, назвав его «диктатором». А годом ранее финские города Турку и Котка перенесли статуи Ленина с улиц в музеи. И это при том, что в Финляндии существует определённый культ основателя СССР как исторической фигуры глобального масштаба, всерьёз повлиявшей на историю этой страны. Презрев самих себя, финны решили отправиться дорогой украинцев.

Похоже, в мире грядут действительно тектонические изменения. В случае Финляндии они могут повторить события прошлого исторического всплеска местного национализма, для успокоения которого Советскому Союзу потребовалось разгромить Гитлера. Схожий рецепт выписал и Патрушев: «После нашей победы в СВО всё вернëтся на круги своя, как это было в 1945 году, когда Финляндия начала военные действия против фашистской Германии». Для подкрепления такого сценария и формируется новая российская армия, набираются контрактники, создаются новые военные округа.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.