Войти в почту

Русское «кольцо» для Киева

Как самостоятельное государство Украина сможет сохраниться только как дружественная России страна. При этом не исключено, что страна в будущем останется в границах нескольких областей и окажется внутри территории РФ. Об этом «Парламентской газете» заявил первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров. Эксперты оценили идею отсечения Киева от общих границ со странами НАТО в будущем и перспективы украинской государственности.

Русское «кольцо» для Киева
© Парламентская газета

Конкурс идей «как жить с Украиной» открыт

По словам Владимира Джабарова, Украина может рассчитывать на самостоятельность как государство только в том случае, если в Киев придет «полностью дружественная России» власть. Без этого, добавил Джабаров, наша страна не может быть уверена, что агрессивные провокации на границах с Украиной прекратятся. Сенатор также не исключает, что Украина в будущем останется в границах нескольких областей и окажется внутри территории РФ.

«Мы знаем такие примеры, как Ватикан или Сан-Марино, находящиеся в «окружении» Италии. А есть еще и Лесото — страна, которая находится внутри Южно-Африканской Республики, анклав появился в результате англо-бурских войн XIX века. И эта страна с населением не в один миллион человек занимает куда большую территорию, чем тот же Сан-Марино», — пояснил сенатор.

Заявление парламентария уже вызвало реакцию в экспертном сообществе. Как отметил политолог Леонид Поляков, сейчас трудно себе представить, чтобы Украина оказалась внутри территории РФ как независимое и дружественное государство. Но идею о том, что эта страна не должна граничить со странами НАТО, можно только поддерживать, уверен эксперт. В противном случае, считает он, Украина рано или поздно опять превратится в полигон, где будут отрабатываться антироссийские технологии, «подначиваться русофобия вплоть до военных сценариев развития».

«В этом смысле Владимир Джабаров прав. Да, решение задачи, как именно это будет в географическом отношении выстраиваться, сегодня представляется трудным. Но конкурс идей по тому, как обустроить наше будущее в соседстве с Украиной, нам необходим. И в этом смысле заявление сенатора — хороший пример другим», — считает Леонид Поляков.

Анклав как временная комбинация

Будущее Украины как анклава возможно, но как переходный и непродолжительный этап ее существования — так считает политолог Сергей Пантелеев. По его словам, говоря о будущем «территории бывшей УССР», стоит исходить из того, что суверенная украинская государственность завершилась в 2014 году в результате госпереворота, начала гражданской войны и установления внешнего управления, окончательно утвердившегося при Зеленском.

«Сейчас самостоятельной украинской государственности попросту нет. А ее гипотетическое восстановление возможно при условии, что эта государственность кому-то будет нужна как самостоятельный игрок и субъект международного права. Считаю, что суверенной Украина может стать только в случае восстановления русской цивилизационной идентичности», — пояснил политолог.

Пантелеев напомнил, что Украина в свое время имела все возможности пойти по белорусскому пути — когда государственность страны базируется на власти национального лидера, в основе которой лежит общая система ценностей, а одной из важнейших таких ценностей выступают союзнические отношения с Россией. «Но Украина пошла, напротив, по антироссийскому и антибелорусскому пути, что не могло не привести к катастрофе. Уверен, что украинская государственность точно не восстановима на прежних постсоветских, ею же и уничтоженных, основаниях», — считает политолог.

При этом Пантелеев считает возможным, что в процессе дальнейшего разрушения и территориального размежевания «ПостУкраины» можно будет наблюдать «самые неожиданные временные комбинации, в том числе связанные с попытками создания каких-то протогосударственных анклавов». В частности, как считает политолог, если в украинский конфликт будет втянута Польша, это может повлечь за собой активизацию и союзной России Беларуси. «Между тем, часть украинских земель — Полесье — фактически является одним историческим регионом с белорусской землей. И при определенных обстоятельствах значительная часть Волынской, Ровненской, Житомирской, Киевской, Черниговской и Сумской областей может де-факто стать территорией Союзного государства», — рассуждает Сергей Пантелеев.