Елена Яковлева, Ростовская область: К чему приводят поиски правды с оружием в руках
Когда 24 июня ты просыпаешься в Ростовской области, это совсем другое…
Это совсем другое, когда ты знаешь, где в Ростове находится штаб ЮВО и обладминистрация, потому что прогуливала возле них лекции. Считаешь, сколько это в переулках до дома твоей любимой университетской преподавательницы, звонишь ей, чтобы предупредить: не выходите…
Брат возвращается из магазина без свежего молока, его просто не привезли - трассы отчасти перекрыты, отчасти намертво забиты пробками… Мы не сторонники потребительских истерик, обойдемся, но это говорит о том, что окружающая нас жизнь - это тонкая нервная система, где все связано со всем, и в случае чрезвычайности очень быстро рвется.
Это совсем другое, потому что тут у нас, в районе станицы Вешенской, то и дело поисковики находят места боев с останками и братские могилы Гражданской войны. В которых лежат и те, и другие. И белые, и красные. И зеленые. И махновцы.… Где тебе вживую рассказывают истории про дядю бабушки, бывшего правой рукой командира в банде Фомина. А кроме Фомина еще был Шибалок…Здешняя земля век назад подымала кучу мятежей и восстаний, праведных и неправедных, справедливых и несправедливых, а еще родила большой эпос об этих мятежах и муке человека внутри бесконечных поисков правды с оружием в руках. У автора - Нобелевская премия.
Здешняя земля родила большой эпос о муке человека внутри бесконечных поисков правды с оружием в руках
Но 100 лет спустя отчетливо видно, что горе междуусобной сечи превыше смысла, причин и оправданности этих мятежей. Все покажется неоправданным, раз брат пошел на брата. И можно только поставить крест на братской могиле - за сражавшихся друг с другом. Один за две правды. Точнее неправды, раз люди полегли.
Субботний рынок в Вешенской, несмотря на прекрасную погоду, уменьшился в три раза, и из рынка превратился в Агору.
- Ну как это возможно, поднять мятеж против своих?
- А как можно бить по своим с вертолетов?
- Да не верьте вы его рассказам про "удар по своим", делите все его слова на 10…
- Мне сын звонил, выехал на работу в Ростове…
- Почему он все время тянет одеяло на себя: я-я-я? Морпехи и десантники воюют покруче его…
- А почему мы ничего не слышим о морпехах и десантниках! Почему это обязательно должна быть "война молча", право голоса - только у Генштаба?
- Давайте-ка потрезвее: это военный мятеж!
- Какой подарок Америке и ВСУ!
- Небось Америка и заказала?
- Не льстите Америке…
- А я дочери не могу дозвониться…
Нет торговой палатки без диалогов о положении в Ростове…
Я жду, выйдет ли из Ростова на Москву поезд, на который у меня билет.
И собираюсь, но так и не решаюсь пошутить в смс подруге: привет тебе из Вагнеровской народной республики. Ну а что? Была же когда-то здесь у нас страна под названием Всевеликое войско Донское, под руководством атамана Краснова. Казачья страна! Торговала с Германией напрямую… Полгода просуществовала. Карикатура? Горе? Образчик сепаратизма? Но не смешно…
Среди нас есть и всегда были мятежные по натуре люди. Мятежность человека, окружившего в Ростове с вооруженными людьми ключевые здания, помножена на опыт тяжелой, с пребыванием в заключении биографии, и сам по себе чрезвычайный и редко добавляющий уравновешенности опыт войны.
Еще до событий 24 июня его ультиматум о поставке снарядов имел все признаки вкрученной в дискуссию с военным и политическим начальством страны высоковольтной личной истерики. Но цена происходящего на фронте так велика, что мы почти не обращаем внимания на психический антураж, главное - суть дела.
А суть дела даже не в мятежности и неуравновешенности чьих-то характеров, а в претензиях.
На держание Бога за бороду. И истины за рукав.
Военной истины. Гражданской…
Судя по речам Пригожина - всех истин.
Даже если коррупции, обмана и бюрократии вокруг немало, я не готова делегировать борьбу с этими явлениями людям с автоматами
Мы почти все, что греха таить, время от времени имеем такие претензии. Бываем самообольщены, глядим в Наполеоны и нам тогда становится абсолютно ясно, что надо - вот так. Но многие "просыпаются" от угара и догадываются, что все скорее судимые нами обстоятельства имеют с полсотни неизвестных нам граней. И вряд ли подвластны нашему управлению. Что ходить королем в своем воображении и быть им в реальности - совсем разные вещи… И мы не профессионалы во власти. И даже не эксперты…
Похоже, человек, решивший вершить справедливость на уровне высших эшелонов власти с оружием в руках, как раз не проснулся от мечты о себе. От "Я знаю как". Знаешь, как в Артемовске - ну, браво!
Но а что знаешь, как в Минобороны, в Кремле, во всей стране - извини, тому нет доказательств.
Как теперь донести до него, что не является для нас жмущий в своих мятежных речах на все педали справедливости человек лучшим судьей происходящего в стране? Даже если его коснулась немалая несправедливость, и возмущение его небезосновательно. Это не защита себя, это расправа с обстоятельствами и попытка расправы с людьми, которым эта власть именно нами делегирована.
Ему она не делегирована точно.
И даже если коррупции, обмана и бюрократии вокруг немало (по мне так лень, глупость и безответственность страшнее), я точно не готова делегировать борьбу с этими никому не дорогими явлениями (и вообще с нелучшим начальством на свете) людям с автоматами, их частной военной компании. Даже если они освободили Артемовск.
Бойцам, сражавшимся и погибшим за Россию, поклон. Тем же, кто нашел в этом почву для того, чтобы заделаться судьями всем (даже справедливо) раздражающим их людям и обстоятельствам - нет.
Когда местный житель Яков Фомин с вооруженным отрядом уходил в местные леса - самый большой из них до сих пор называется "Фоминым" - его порыв имел свои обоснования в несправедливости ранних, неустоявшихся большевистских порядков. Но порядки уравновесились, а отряд Фомина так и остался в истории бандой Фомина леса.