Почему Евросоюзу пришлось урезать новые санкции против России

Согласование очередного, 11-го пакета санкций против России далось Евросоюзу с большим трудом. Представители стран ЕС одобрили его в Брюсселе после почти полутора месяцев переговоров. Но, как следует со слов европейских дипломатов, совсем не в том виде, в каком он был предложен изначально.

Почему Евросоюзу пришлось урезать новые санкции против России
© Российская Газета

Главным его "новшеством" стали так называемые вторичные санкции - они нацелены на компании из третьих стран, реэкспортирующие в Россию европейскую продукцию и технологии двойного назначения. По словам дипломатов, в прилагаемый к новому санкционному пакету список будут включены компании из Китая, Объединенных Арабских Эмиратов и Узбекистана. Список пока не разглашается, но уже известно, что из первоначально внесенных в него восьми китайских компаний в итоге осталось только три, и те, если верить сообщениям СМИ, не китайские, а работающие в Китае российские.

Список был сокращен примерно неделю назад в результате переговоров между Брюсселем и Пекином. В ЕС обосновали решение тем, что Китай якобы пообещал прекратить реэкспорт подсанкционных товаров в Россию.

Но представитель КНР при ЕС Фу Цун заявил, что Пекин никаких подобных обязательств на себя не брал. Он назвал претензии ЕС бездоказательными и обещал ответные меры в случае, если компании из КНР останутся в списке.

Новый пакет допускает в качестве крайней меры возможность введения вторичных санкций не только против отдельных компаний, но и против целых стран. Евросоюз в этом случае может, например, полностью запретить экспорт в эти страны своей продукции двойного назначения. Но, как сообщает издание Euobserver, в процессе согласования этот инструмент претерпел такие изменения, что теперь его "практически невозможно активировать". На внесении изменений наставивали Германия и несколько других стран ЕС, опасающихся, что вторичные санкции испортят их дипломатические и торговые отношения с третьими странами.

Тем не менее в ослабленном виде или нет, механизм вторичных санкций в пакете остался, что уже само по себе представляет собой серьезный разворот в санкционной политике ЕС. До сих пор вторичные санкции применялись только США. Евросоюз же считал их незаконными с точки зрения международного права и даже запрещал своим компаниям подчиняться санкционным требованиям Вашингтона. Однако, столкнувшись с обходом своих собственных санкций, Брюссель, судя по всему, не смог придумать ничего нового и последовал примеру американцев, хоть и со всей характерной внешней политики ЕС нерешительностью.

Еще одной причиной затянувшихся переговоров по 11-му пакету стали позиции Греции и Венгрии. Они блокировали документ, требуя исключить греческие судоходные компании и крупнейший венгерский OTP Bank из "черного списка" Украины. Само по себе включение в этот список если и влечет за собой какие-то последствия, то только имиджевые. Тем не менее Греция и Венгрия отказывались согласовать пакет до тех пор, пока вопрос не будет решен. При этом венгерский МИД также выдвинул исключение OTP Bank из украинского списка в качестве условия одобрения Будапештом нового пакета военной помощи Евросоюза Киеву на сумму в 500 миллионов евро.

В итоге под давлением Брюсселя Киев пошел на уступки. Во вторник вечером из списка были временно исключены греческие судоходные компании, что позволило снять вето Афин. Окончательно вопрос, как ожидается, должен быть урегулирован в ходе переговоров между украинской стороной и Еврокомиссией. Венгерский банк однако в списке остался, но Будапешт в среду вслед за Афинами пакет все же согласовал. Претензии к Украине, впрочем, никуда не делись - венгерские представители пообещали снова поднять вопрос об исключении OTP Bank из списка при согласовании пакета военной помощи Киеву.

Возможно, что Будапешт просто не решился блокировать санкционный пакет в одиночку без Греции и оставил аргумент о банке до следующего, военно-финансового раунда переговоров. Кроме того, некоторые венгерские журналисты предполагают, что в ходе переговоров по пакету Венгрия и так добилась желательных для себя уступок - в виде исключения из списка вторичных санкций ЕС китайских компаний.