Войти в почту

Черноморская зерновая сделка продлена на два месяца

Черноморская зерновая инициатива за день до окончания ее действия была продлена еще на 60 дней. На это участники стамбульских договоренностей пошли уже в третий раз. Несмотря на имеющиеся у России претензии (а они появились уже в первые три месяца реализации инициативы), Москва согласилась на продление сделки сначала на 120 дней (в ноябре), затем на 60 (в марте).

Черноморская зерновая сделка продлена на два месяца
© Российская Газета

"Хорошие новости" первым сообщил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. "Решено продлить соглашение по черноморской зерновой инициативе на два месяца", - отметил он. Как заверил Эрдоган, Анкара будет прилагать все необходимые усилия для реализации всех условий соглашения.

Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова подтвердила заявление турецкого президента. "Таким образом предоставляется шанс не на словах, а на деле помочь обеспечить глобальную продовольственную безопасность, в первую очередь, помочь наиболее нуждающимся странам", - отметила дипломат. В то же время Захарова подчеркнула, что "принципиальные оценки стамбульских договоренностей не изменились". "Перекосы должны быть максимально быстро исправлены", - заявила представитель МИД РФ, добавив, что этим будут заниматься эксперты на постоянной основе, как они это делали все время. "У нас есть поводы для работы. По обозначенным темам, которые не закрыты и которые для нас представляют вопросы проблемные, работа будет продолжена. Мы исходим из долженствования реализации заявленных нами параметров, которые были совместно согласованы", - отметила Захарова.

Постоянный представитель РФ при ООН Василий Небензя со своей стороны объяснил принятое Москвой решение согласиться на продление сделки надеждой, что проблемы, которые поднимает российская сторона, все-таки будут решены. "И чем раньше, тем лучше", - добавил дипломат.

Сделка включает в себя не только черноморскую зерновую инициативу, регулирующую вывоз зерна с Украины, но и меморандум Россия - ООН, который призван обеспечить доступ российской сельхозпродукции на мировые рынки. Однако до сих пор выполнялась только первая часть этого пакета договоренностей. Напомним, российская сторона настаивает на подключении Россельхозбанка к системе международных платежей SWIFT, возобновлении поставок сельхозтехники и запчастей для нее в Россию, снятии ограничений на страхование и доступ в порты против российских судов и грузов, восстановлении поставок аммиака по трубопроводу Тольятти - Одесса, разблокировке счетов и разрешении финансовой деятельности для российских производителей минеральных удобрений.

Генсек ООН Антониу Гутерриш признал, что "нерешенные вопросы остаются, представители России, Украины, Турции и ООН продолжат их обсуждение".

Россия в этом сезоне на фоне рекордного урожая зерна (почти 158 млн тонн) сможет поставить на внешние рынки рекордный объем - около 57 млн тонн. Несмотря на трудности с платежами, страховками, судами, экспортеры научились работать в санкционных условиях, говорит генеральный директор аналитической компании "ПроЗерно" Владимир Петриченко. Но продление зерновой сделки для российских экспортеров при сохраняющихся ограничениях не сулит ничего хорошего - это приведет к дальнейшему снижению цен на зерно, считает он.

Россия пошла на продление сделки на условиях максимально быстрого исправления ее перекосов

По словам эксперта, сейчас зерно на Черном море торгуется по 250 долларов за тонну (FOB). И это уже крайне низкая стоимость. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), стоимость зерна на мировом рынке непрерывно падает с ноября прошлого года. В апреле этого года цены на пшеницу упали еще на 2,3%, достигнув самого низкого уровня с июля 2021 года. При этом за последние две недели цены уже снизились на 10 долларов за тонну: несмотря на то, что до последнего момента не объявлялось о продлении сделки, цена падала только на ожиданиях, говорит Петриченко. Он напоминает, что весь сезон российское зерно и так продавалось с дисконтом в 20-50 долларов на тонну в сравнении с нашими недружественными конкурентами. При снятии барьеров с экспорта российской продукции не пришлось бы нести дополнительные затраты. Непродление сделки могло бы также привести к росту цен на зерно.