Госдеп намекает на возможность признать Россию спонсором терроризма. Комментарий Георгия Бовта
Госсекретарь США Энтони Блинкен впервые допустил признание России страной — спонсором терроризма. Такое заявление он сделал в ходе дискуссии с сенатором-республиканцем Линдси Грэмом во время слушаний в сенате. Грэм настаивал, что Россию должны объявить государством — спонсором терроризма, так как это, по его мнению, поможет удержать такие страны, как Китай, от предоставления военной помощи Москве. В прошлом сентябре президент США Джо Байден отрицательно ответил на вопрос, следует ли США признать Россию страной — спонсором терроризма. Сейчас в соответствующем списке Госдепартамента США четыре государства — Сирия, Иран, КНДР и Куба.
Осенью прошлого года спонсором международного терроризма Россию признал Европарламент. Однако та резолюция не носила, во-первых, обязывающий характер. Во-вторых, в законодательстве Евросоюза не предусмотрено конкретных действий, которые следует предпринимать после присуждения такого статуса. Резолюция как раз призывала разработать такое законодательство. Несколько стран — членов ЕС приняли соответствующие постановления на национальном уровне.
В законодательстве США как раз прописаны меры, которые надлежит предпринимать в отношении страны — спонсора терроризма. На практике большинство таких санкций уже действуют в отношении России. Включение в соответствующий список — это прерогатива Госдепа, а вот имплементация сопутствующих санкций отдается на откуп Минфину. Санкции, предусмотренные статусом государства — спонсора международного терроризма, называют «ядерным оружием» в экономике. Они главным образом призваны оказывать мощный сдерживающий эффект для всех финансовых учреждений мира, имеющих дела с такой страной. Они могут решить полностью прекратить все операции с Россией, даже если таковые не запрещены конкретными санкциями. То есть под удар подпадают любые операции с таким государством, поскольку все они могут быть сочтены слишком рискованными.
Во-вторых, статус спонсора терроризма может расширить юридические основания для судебных претензий к России со стороны граждан США, включая семьи американских наемников, убитых или раненых в результате конфликта на Украине. Граждане США смогут претендовать в американских судах в том числе на получение конфискованных российских активов, которые пока заморожены, но в случае обретения статуса государства — спонсора терроризма их будет гораздо легче конфисковать. В том числе на цели восстановления Украины и компенсации украинским жертвам конфликта.
В настоящее время «Закон об иммунитетах иностранных суверенитетов» предохраняет иностранные правительства от исков в США. Статус спонсорства терроризма является поводом для снятия иммунитета. В первую очередь если речь идет о, например, таких преступлениях, как пытки, внесудебные расправы и тому подобное. В законодательстве США отсутствует четкое определение терроризма и его отличий от того, что международными конвенциями называется «нарушением правил и обычаев ведения войны». В принципе, конгресс может взять на себя инициативу более точного юридического определения, какие именно действия имеются в виду.
Уже сейчас многие зарубежные компании трактуют санкции расширительно и исходят из собственного понимания так называемого репутационного ущерба, отказываясь вести дела с российским контрагентами даже в случаях, когда это не запрещено никакими санкциями. Статус спонсора терроризма может существенно расширить этот список, в том числе за счет компаний, которые сейчас участвуют в экспорте зерна из России, или различных видов сырья, включая нефть и газ. Следует ожидать резкого усиления давления со стороны США на всех партнеров России с целью прекратить всякие торговые отношения под угрозой применения санкций к отказникам.
Летом прошлого года Сенат США по инициативе как раз Линдси Грэма, республиканца из Северной Каролины, принял не обязывающую резолюцию, призывающую Белый дом включить Россию в черный список. В качестве обоснования приводились не только действия России на Украине, но и в Чечне, Грузии, Сирии и чуть ли не по всему миру. Тогда Госдеп возражал против таких мер, а Джо Байден открыто высказался против. Контраргументы состояли в том, что в результате будет сильно затруднено какое-либо дипломатическое взаимодействие между Вашингтоном и Москвой. Впрочем, и из Москвы тогда дали понять, что в этом случае дипломатические отношения между Россией и США могут быть попросту прекращены официально.
У конгресса остаются юридические возможности обойти исполнительную власть в этом вопросе. В палате представителей лежит соответствующий законопроект, который позволит именно законодательным путем включить Россию в список спонсоров терроризма в обход администрации.
Почему именно сейчас госсекретарь Блинкен намекает на возможность пойти на такие меры? Основное предположение состоит в том, что этот намек тесно увязан с ведущимися сейчас, насколько известно, кулуарными переговорами между Москвой и Вашингтоном на предмет обмена заключенными. Прежде всего, Вашингтон хочет получить обратно корреспондента The Wall Street Journal Эвана Гершковича, обвиняемого в шпионаже, и уже осужденного за него бывшего морпеха Пола Уилана. Обсуждается вопрос о возможности включения в обменный список россиян, осужденных в третьих странах. Вопрос возвращения конкретных американских граждан имеет большой политический вес в глазах американского общества. Так что не следует недооценивать решимость администрации пойти в том числе и на довольно жесткие меры, если сделка не состоится.