Бесславный финал: в преддверии Дня Победы ФСБ опубликовала новые архивные документы о самоубийстве Гитлера

Символично, что фюрер свел счеты с жизнью в тот момент, когда бойцы Красной армии брали под контроль первый этаж рейхстага — бои шли в каких-то 500 метрах от бункера, где прятался диктатор.

Бесславный финал: в преддверии Дня Победы ФСБ опубликовала новые архивные документы о самоубийстве Гитлера
© Вечерняя Москва

Документы должны развеять мифы, которые гуляют на Западе по поводу чудесного спасения Гитлера, его бегства в Аргентину и якобы подтасовки в СССР доказательств самоубийства и опознания трупа. Ведь те, кто их распространяет, отбрасывают факты многочисленных экспертиз, которые проводили ведущие патологоанатомы из США, Великобритании, Франции.

Проследим, как разворачивались события. 30 января 1945 года Гитлер последний раз выступил по радио и обвинил противников в развязывании войны, призвав немецкий народ сражаться до окончательной победы. 15 апреля фюрер объявил Берлин «городом-крепостью» и пообещал, что Красная армия будет обращена в бегство, а Европа никогда не станет советской. 16 апреля войска маршала Жукова начали Берлинскую операцию...

Но, к прискорбию, далеко не каждому удается извлечь из истории полезные уроки. Опубликованные архивные документы основаны на рассказах сокамерникам личного адъютанта фюрера — штурмбаннфюрера СС Отто Гюнше. Закоренелый нацист воевал на Восточном фронте и люто ненавидел СССР, чего не скрывал даже в плену. Это обстоятельство позволяет вполне доверять его словам.

Гитлер был полностью деморализован не только положением на фронте, но и предательством окружения, которое искало контакты с союзниками. Рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера даже успели исключить из Национал-социалистической немецкой рабочей партии.

«Можно было подумать, что его душевное равновесие совершенно сломлено, — отмечал адъютант. — Все происходившее в Берлине напоминало безумие. Больше всего Гитлер боялся «попасть в руки русских». Гюнше рассказывал: «Фюрер в последние дни неоднократно говорил о том, что Германии надо было идти вместе с Россией, но этого он сделать не мог, не могла этого сделать и партия».

Пожалуй, только на воспаленное сознание фюрера можно списать идею о том, что Советский Союз согласился бы хоть сколько-то долго шагать с фашистской Германией одной дорогой.

Штурмбаннфюрер Гюнше был первым, кто вошел в комнату, где совершили самоубийство Гитлер и Ева Браун, а также участвовал в сожжении их тел. По словам Гюнше, лицо фюрера было закрыто покрывалом, ноги свешивались с носилок, и адъютант безошибочно узнал ботинки, носки и брюки Гитлера. Так позорно и закончился земной путь фюрера, который открыто мечтал об уничтожении других народов.