«Унижения, голод и боль» Почему США не закрывают тюрьму Гуантанамо, в которой десятилетиями пытают бесправных узников

Губернатор Флориды Рон Десантис — дерзкий соперник Дональда Трампа по Республиканской партии — только собрался объявить о выдвижении своей кандидатуры на пост президента и тут же США Барак Обама. О том, почему в Гуантанамо до сих пор без официальных обвинений томятся десятки узников, какие испытания им приходится пройти и как простые американцы относятся к существованию тюрьмы, где пытают заключенных, — в материале «Ленты.ру».

«Унижения, голод и боль» Почему США не закрывают тюрьму Гуантанамо, в которой десятилетиями пытают бесправных узников
© Lenta.ru

Из военной тюрьмы Гуантанамо на Кубе не так давно Саудовской Аравии Гассана аль-Шарби, который содержался в ней почти со дня основания.

За 21 год ему так и не были предъявлены официальные обвинения

Как заявили в Министерстве обороны США, 48-летний аль-Шарби был возвращен в Саудовскую Аравию после того, как было принято решение, что его содержание под стражей «больше не является необходимым для защиты национальной безопасности от серьезной угрозы». Совет периодической проверки Пентагона постановил, что аль-Шарби не занимал руководящей или посреднической должности в террористической организации «Аль-Каида» и подчинялся требованиям в тюрьме. Чтобы прийти к таким выводам, военным понадобилось более двух десятков лет держать саудовца в изоляции и подвергать пыткам.

За последнее время это не единственный случай, когда заключенных выпускают из Гуантанамо. Недавно из тюрьмы были Пакистана, которые 20 лет содержались без предъявления обвинений. 53-летний Абдул Раббани и 55-летний Мохаммед Раббани были переправлены с Кубы на родину.

Братьев арестовали в 2002 году — причем не в зоне боевых действий, а в мирном пакистанском городе Карачи. Их обвинили в причастности к одной из террористических организаций, однако до судебного разбирательства дело так и не дошло.

Все дело в том, что тюрьма Гуантанамо — это территория правового вакуума. Десятки людей, обвиняемых или подозреваемых США в причастности к террористической деятельности, провели там по десять и более лет без доступа к адвокатской помощи

Заключенных пытали, насильственными методами добивались от них признательных показаний, а затем просто освобождали спустя годы. Их доставляли с завязанными глазами из тюремной камеры прямо в родную страну. И несмотря на однозначно негативное отношение рядовых американцев к тюрьме, она по-прежнему функционирует.

31 заключенный содержится в военной тюрьме Гуантанамо, как утверждают в министерстве обороны США

Заключенные в оранжевых комбинезонах сидят под бдительным присмотром военной полиции в лагере X-Ray на военно-морской базе Гуантанамо, Куба, 11 января 2002 года. Фото: Shane T. McCoy / DoD / Reuters

База в вечную аренду

Впервые американские военные появились в заливе Гуантанамо на Кубе во время войны США против Испании в июне 1898 года. Тогда морские пехотинцы высадились на побережье залива и совместно с местными повстанцами разгромили пятитысячную группировку оборонявшихся испанских военных.

По итогам войны 1898 года Испания отказалась от Кубы, которая была колонией европейского королевства, и остров стал независимым государством. США, в свою очередь, оставили на Кубе внушительный армейский контингент

Необходимость присутствия контингента правительство оправдывало тем, что он является гарантом независимости Кубы.

В 1903 году островное правительство предоставило США земли в заливе Гуантанамо под военные нужды. Причем земли были предоставлены в бессрочную аренду. Соответствующий договор был подписан 23 февраля 1903 года. США на арендованных землях обустроили военно-морскую базу.

В 1933 году на Кубе произошел военный мятеж — фактическим правителем острова стал 32-летний сержант Фульхенсио Батиста. Действия мятежников одобрила американская сторона, а уже на следующий год молодой правитель подтвердил договор с США об аренде Гуантанамо. При этом в соглашении появился пункт, что оно может быть расторгнуто «только по обоюдному согласию сторон либо при нарушении условий аренды».

По условиям аренды США могут использовать выделенные им земли в заливе Гуантанамо только под военно-морскую базу и обязаны платить ежегодно 3,4 тысячи долларов за предоставленную территорию

Испано-американская война, лагерь в Гуантанамо, 23 июля 1898 года. Фото: Hulton Archive / Getty Images

В период правления Фульхенсио Батисты база была для солдат скорее курортом, чем действительно военным объектом. Основная ее функция в тот период — тренировочный полигон в зимний сезон для Военно-морских сил США, базирующихся на побережье Атлантического океана. В 1950-е годы тысячи кубинцев работали на базе, но жили за ее пределами.

В 1959 году Фульхенсио Батисту свергли повстанцы барбудос во главе с Фиделем Кастро. Разумеется, барбудос не собирались дружить с США, которые активно поддерживали диктатуру.

Новое правительство Кубы заявило о намерении прекратить действие договора о бессрочной аренде Гуантанамо, но юридических оснований на это у них не нашлось. США исправно отправляли арендную плату, хотя новое правительство Кубы отказывалось ее получать

После смены власти в стране система безопасности по периметру Гуантанамо претерпела значительные изменения — и с кубинской стороны, и с американской. С обеих сторон появились сторожевые вышки, минные поля, заграждения из колючей проволоки.

В конце 1961 года кубинские военные высадили барьер из кактусов опунций длиной 13 километров и шириной 3 метра вдоль северо-восточной части забора, окружающего базу Гуантанамо. В целом же американские военные на протяжении последующих десятилетий вполне мирно сосуществовали с кубинцами, и вооруженных инцидентов вокруг Гуантанамо не происходило.

Тюрьма без официального статуса

После 11 сентября 2001 года, когда США объявили войну терроризму, в истории Гуантанамо начался новый этап, сделавший базу известной на весь мир.

В январе 2002 года на базе была организована военная тюрьма

Туда американцы стали отправлять подозреваемых или обвиняемых в причастности к деятельности исламских террористических организаций — таких как «Талибан» и «Аль-Каида» (обе организации запрещены в России), которых поймали в ходе специальных операций в Афганистане либо в ходе антитеррористических рейдов в других странах.

Первыми заключенными, которых доставили в январе 2002 года, стали 20 афганцев, которых обвинили «в участии в боевых действиях на стороне исламских экстремистов» — талибов. Их временно содержали в изоляторе X-Ray. В апреле 2002 года был построен так называемый лагерь «Дельта» — он и стал основным местом содержания доставляемых в Гуантанамо заключенных. В 2003-2004 годах были построены лагеря №5 и №6, так как «Дельта» вмещала 612 заключенных, а для размещения в Гуантанамо должны были доставить еще сотни захваченных военными подозреваемых.

Хитрость в организации тюрьмы именно в Гуантанамо состояла в том, что заключенные там фактически находились в правовом вакууме. Там не действовало (и до сих пор не действует) американское законодательство, так как военно-морская база находится за пределами территории США

У заключенных с самого начала существования тюрьмы не было никаких прав: они не могли писать или звонить родным, не могли обращаться за помощью к адвокатам, не было ограничений и по срокам содержания в тюрьме, военные не обязаны были предъявлять официальные обвинения заключенным, чтобы содержать их под стражей, не обязаны были даже передавать их дела в суд.

Морские пехотинцы доставляют задержанного в лагерь X-Ray в Гуантанамо, 6 февраля 2002 года. Фото: Chris Hondros / Getty Images

Там не действовали и другие международные правовые нормы. Заключенные не имели статуса военнопленных, поэтому международные нормы по содержанию военнопленных там тоже не действовали.

Заключенные годами находились в очень жестких условиях содержания и подвергались пыткам, и никто из американских военных или сотрудников спецслужб (в допросах и пытках, предположительно, участвовали сотрудники ЦРУ) до сих пор не понес за это никакой ответственности

Все заключенные носили характерную оранжевую униформу и содержались в одиночных камерах. Когда их выводили на прогулку — прогулки совершались в маленьких закрытых двориках по одному, — им закрывали глаза, а иногда надевали звуконепроницаемые наушники, чтобы заключенные ничего не слышали.

780 человек оказались за прошедшие годы в тюрьме Гуантанамо, и все они мусульмане

Больше всего было выходцев из Йемена, Саудовской Аравии и Афганистана. Были среди заключенных и граждане других стран — захваченные в Афганистане или арестованные за его пределами. Девять заключенных в Гуантанамо умерли. Как утверждают в Министерстве обороны США, умерли они из-за проблем со здоровьем либо совершили самоубийства. Однако правозащитники утверждают, что некоторые заключенные погибли от пыток.

Пытки были обычной практикой в тюрьме Гуантанамо. С их помощью военные и сотрудники спецслужб выбивали признательные показания из заключенных, принуждали их оговаривать себя. Практиковались пытки водой, когда лежащим заключенным поливали лица, и они начинали захлебываться. Также проводились инсценировки казней. Обычным делом было избиение заключенных.

Годы без доказательства вины

Летом прошлого года автору этого материала довелось пообщаться с одним из бывших заключенных тюрьмы Гуантанамо — афганцем Обайдулло Ханифом. Его захватили Силы специального назначения Армии США в афганской провинции Хост в июле 2002 года. Военные ворвались в дом, где жила семья Ханифа, арестовали его и его двоюродных братьев.

Военные утверждали, что при обыске нашли блокнот Ханифа, в котором якобы были схемы самодельных взрывных устройств. Афганец отрицал причастность к какой-либо из группировок, ведших боевые действия против американцев и других иностранных военных в Афганистане

Как бы там ни было, Обайдулло Ханифа переправили в Гуантанамо, где он оказался в числе заключенных, которых содержали в самых суровых условиях. По его словам, перед допросами его сначала заводили в комнату, в которой кондиционером нагнетался холодный воздух, и держали там несколько часов, а после допросов снова отправляли в холодную комнату и держали там по три-четыре часа — для того, чтобы морально подавить заключенного: замерзший человек должен стать более сговорчивым.

Из-за регулярного содержания в холодной комнате афганец заболел, однако лечить его не стали. После медицинского осмотра военные отправили Ханифа обратно в камеру.

Под пытками, как утверждает Обайдулло Ханиф, он оговорил себя — сказал военным то, что они от него требовали: что он причастен к деятельности «Аль-Каиды»

Однако никакого суда над задержанным не было. Его продержали в Гуантанамо 14 лет, а потом переправили в ОАЭ, откуда он не имел права возвращаться в Афганистан. На родину афганец вернулся лишь после того, как власть в стране захватили талибы. При новой власти он был назначен директором управления публичных библиотек Афганистана и теперь в этом статусе ездит на международные конференции.

Несколько месяцев в военной тюрьме Обайдулло Ханиф содержался напротив камеры, в которой находился самый известный заключенный Гуантанамо — мавританец Мохаммед Ульд Слахи. Он был захвачен на родине, в Мавритании, американскими спецслужбами при одобрении местных властей. Сначала его переправили в Афганистан на авиабазу Баграм, а оттуда в августе 2002 года — в Гуантанамо. Именно его обвиняли в организации террористической атаки в США 11 сентября 2001 года.

Протестующие с фотографиями людей, содержащихся в Гуантанамо, во время саммита НАТО в Брюсселе, 14 июня 2021 года. Фото: Valentin Bianchi / AP

В начале 1990-х Мохаммед Ульд Слахи на несколько месяцев ездил в Афганистан, где, по его собственным словам, обучался военному ремеслу в тренировочном лагере моджахедов, которых тогда поддерживали США, но никакого участия в боевых действиях не принимал. В тот период моджахеды воевали против режима Мохаммада Наджибуллы, и мавританец решил помочь братьям по вере свергнуть «безбожников-коммунистов» — это был романтический порыв молодого человека. Однако что-то у него не срослось с моджахедами, и после нескольких месяцев в Афганистане он уехал в Германию, где окончил университет. Затем вернулся в Мавританию и работал в IT-сфере.

В Гуантанамо его длительное время подвергали пыткам, чтобы он признался в том, что именно он был связующим звеном между руководством «Аль-Каиды» и исполнителями теракта 11 сентября.

Пытки Мохаммеда Ульд Слахи одобрил лично тогдашний министр обороны США Дональд Рамсфелд. Насилие непрерывно продолжалось 70 дней

Мавританца содержали в изоляции, подвергали пыткам перепадами температур и сексуальному унижению, избивали, угрожали, что арестуют и подвергнут насилию его родственников. Однажды ему завязали глаза и вывезли на лодке в море для инсценировки казни. В итоге мавританец действительно сломался и оговорил себя.

В 2005 году его знакомым удалось добиться, чтобы к делу подключились адвокаты — Нэнси Холландер и Тереза Дункан. К тому времени мавританец выучил в тюрьме английский и вел дневник на этом языке. Спустя десять лет он смог передать дневник адвокатам, и его издали — правда, в очень цензурированном виде: на страницах были черным закрашены те места, которые военные считали секретной информацией.

Тем не менее именно благодаря этой книге всему миру стало известно, что творится в военной тюрьме Гуантанамо. Адвокатам мавританца удалось доказать, что он оговорил себя под пытками, и в 2016 году он был освобожден — военные доставили его обратно в Мавританию. Книга была переиздана — уже без цензурных купюр. А в 2021 году по ней был снят фильм «Мавританец».

Кадр: фильм «Мавританец»

***

В январе 2021 года в New York Review of Books было Джо Байдена закрыть военную тюрьму. Закрыть ее обещал еще президент Барак Обама в 2009 году, к тому времени большинство заключенных были освобождены, в тюрьме оставались около 300 узников. Тем не менее в 2010 году конгресс США выступил против ликвидации тюрьмы.

Дело в том, что несколько бывших заключенных после освобождения присоединились к террористическим организациям, и конгрессмены сочли это весомым доводом в пользу того, что тюрьма с полным отсутствием каких-либо прав для заключенных должна продолжать действовать.

При этом отношение американцев к происходившему в Гуантанамо остается однозначно негативным. Из-за этого в сентябре 2022 года Белый дом даже назначил представителя, который займется пересмотром дел некоторых заключенных. Однако о закрытии тюрьмы, которая ежегодно обходится бюджету в 540 миллионов долларов, речи пока не идет.