Ракетами или деньгами: как в США предлагают бороться с наркотрафиком из Мексики

Республиканцы требуют войны

Ракетами или деньгами: как в США предлагают бороться с наркотрафиком из Мексики
© ТАСС

Все больше представителей Республиканской партии предлагают отправить военных в Мексику для борьбы с наркокартелями, пишет Politico. Идею санкционировать применение военной силы уже представили законодатели Дэн Креншоу и Майкл Уолтц.

В обеих палатах парламента инициировали законопроект о признании некоторых картелей иностранными террористическими организациями. "Нам нужно начать думать об этих группах больше как об ИГИЛ (прежнее название террористической организации "Исламское государство", ИГ, запрещенной в РФ - прим. ТАСС), чем о мафии", — сказал Уолтц.

Сенатор Том Коттон заявил, что готов направить американские войска в Мексику для борьбы с наркобаронами даже без разрешения этой страны.

О возможной отправке спецназа или переходе к кибервойне против лидеров картелей говорил даже бывший президент США Дональд Трамп.

"През идент Трамп заявил, что хочет разработать "боевые планы" нападения на Мексику", — утверждает один из источников журнала Rolling Stone. По его словам, бывший глава государства жаловался на упущенные возможности во время его первого срока, и многие в его окружении хотят снизить их количество во время второго президентства Трампа.

Наркотическая проблема

Из-за сильнодействующего опиоида фентанила, который контрабандным путем идет в США из Мексики, смертность от наркотиков в Соединенных Штатах достигла рекордно высокого уровня. Как пишет The Wall Street Journal, несмотря на то, что к 2020 году за восемь лет количество рецептов на опиоиды за пределами больниц в США сократилось примерно на 44%, смертность от передозировки этими веществами в данный промежуток времени почти утроилась, а в 2021-м выросла еще сильнее. В прошлом году число смертей достигло около 82 тыс. СМИ обращают внимание, что эти потери даже больше, чем жертвы США в войне с Вьетнамом: тогда погибли 58,2 тыс. военнослужащих.

Фентанил — это сильнодействующий опиоидный анальгетик, который применяют в качестве наркоза в хирургии, прописывают больным раком и людям, страдающим от сильных болей. На черном рынке он используется как дешевый аналог героина. Он вызывает быстрое и тяжелое привыкание, может легко стать причиной передозировки.

Как отмечает WSJ, торговцы часто продают под видом героина или кокаина порошкообразные наркотики, которые на самом деле содержат запрещенную форму фентанила. Таким образом, препарат убивает даже тех, кто не знал, что употребляет это вещество.

"Фентанил изменил все. Он просто заполонил рынок", — сказал сотрудник отдела по борьбе с наркотиками из Колумбуса, штат Огайо, Шон Бейн.

Служба таможенного и пограничного контроля США в 2022 финансовом году изъяла 14,7 тыс. фунтов (более 6,5 т) фентанила, следует из пресс-релиза на сайте Белого дома.

Следственный отдел внутренней безопасности (Homeland Security Investigations, HSI), в свою очередь, отчитался об изъятии более 21 тыс. фунтов (около 9,5 т) фентанила в 2022 финансовом году.

Почтовая инспекционная служба США (The U.S. Postal Inspection Service, USPIS) за этот период изъяла примерно на 150% больше фентанила, чем годом ранее.

Управление национальной политики по контролю за оборотом наркотиков США (ONDCP) доложило об изъятии более 26 тыс. фунтов (около 11,8 т) фентанила в прошлом году.

Борьба республиканцев

Республиканцы пытаются бороться с потоками мигрантов и наркотиков из Мексики различными способами уже не первый год. Одним из главных предвыборных обещаний Трампа перед его вступлением в должность президента США было строительство стены на границе с соседним государством, чтобы остановить "мощный приток наркотиков". Эту стену США возводят с 1990-х годов. К моменту избрания Трампа ее длина составляла больше 1 тыс. км. Республиканец обещал построить еще 720–800 км стены. К 5 января 2021 года было возведено 727 км.

Стена была не единственной попыткой республиканцев побороться с нелегальной миграцией и наркотрафиком. Летом 2019 года Трамп ввел пятипроцентный тариф на товары из Мексики. "80 тыс. человек погибли в прошлом [2018] году, 1 млн жизней были разрушены. <...> Это продолжалось много лет, и с этим ничего не было сделано", — говорил он.

Бывший глава государства предлагал ввести штраф в размере $500 млрд для Мексики за поставку контрабандой наркотиков в США. Еще в период своего президентства Трамп начал рассматривать вопрос признания мексиканских наркокартелей иностранными террористическими организациями, но позже отложил его по просьбе президента Мексики.

О намерении разместить военных и закрыть американо-мексиканскую границу Трамп говорил еще в 2018 году.

Многие годы Трамп не оставлял идею решить вопрос силовым методом. Он даже предлагал нанести ракетные удары по объектам в Мексике, чтобы "уничтожить лаборатории по производству наркотиков", писала в прошлом году газета The New York Times со ссылкой на мемуары экс-главы Пентагона Марка Эспера. Бывший министр утверждал, что Трамп дважды интересовался у него такой возможностью летом 2020 года, так как был недоволен постоянным притоком наркотиков в США через южную границу. Экс-президент полагал, что "они [власти Мексики] не контролируют свою страну", и хотел уничтожить наркокартели.

Что думают демократы

Политики из Демократической партии выступают против подобных инициатив и в целом не поддерживают политику республиканцев в отношении мексиканской проблемы. Вскоре после вступления в должность президента преемник Трампа Джо Байден заявил, что новая администрация США займется отменой ограничений, введенных республиканцем в отношении мигрантов на южной границе страны. В частности, Байден подписал указ об остановке строительства стены на границе с соседним государством и отменил введенный Трампом режим чрезвычайного положения, который позволял финансировать ее возведение в обход Конгресса.

Что касается возможности вторжения в Мексику, ее, как отмечает Politico, демократы исключают, сам Байден не хочет начинать подобные операции. Они также отвергают предложение признать наркокартели террористическими организациями. Как объясняет представитель Совета нацбезопасности Эдриенн Уотсон, на которого ссылается газета, это не предоставит никаких дополнительных полномочий, "которых у нас еще нет".

Вместе с тем администрация Байдена тоже озабочена проблемой высокого наркотрафика, но намерена бороться с этим мирными путями. Как следует из пресс-релиза на сайте Белого дома, американский лидер направил Конгрессу свои предложения по бюджету на 2024 финансовый год, которые содержат призыв выделить $46,1 млрд на нужды агентств Национальной программы по контролю за оборотом наркотиков. Таким образом, предлагается увеличить эти траты на $5 млрд по сравнению с запросом на 2022 финансовый год и на $2,3 млрд — по сравнению с 2023 финансовым годом.

Бюджет на 2024 финансовый год также включает увеличение трат, направленных на снижение предложения запрещенных наркотиков, таких как фентанил, и остановку незаконного оборота наркотиков.

Как реагирует Мексика

Президент Мексики Андрес Мануэль Лопес Обрадор осудил призывы американских законодателей задействовать американских военных для борьбы с находящимися на мексиканской территории наркокартелями. 

"Мы не позволим ни одному государству вторгаться на нашу территорию, тем более вооруженным силам других государств. Помимо того, что это безответственно, это еще и оскорбляет народ Мексики", — говорил президент.

Как отметил вскоре после этого министр иностранных дел Мексики Марсело Эбрард, высокий спрос на наркотики в США и распространение оружия на территории латиноамериканской страны вызывают рост активности наркокартелей на ее территории. Он призвал сформировать эффективную политику, направленную на борьбу с наркотиками, и остановить незаконный поток оружия в Мексику.

По его мнению, данная проблема должна решаться в рамках комплексного, долгосрочного подхода к сотрудничеству в области безопасности, основанного на взаимном доверии и уважении суверенитета каждой страны.

"Сотрудничество — лучший путь вперед, а не иррациональная стратегия, которая повлечет за собой огромные расходы для Мексики и США", — сказал он.

Лидия Мисник