США ужесточают санкционное давление на Россию
Раньше под европейские и американские санкции попали структуры «Росатома», которые не связаны с его основной деятельностью. Теперь же США ввели блокирующие санкции, напрямую затрагивающие проекты «Росатома» в ядерной энергетике. Американский Минфин внес в SDN-лист в том числе Ковровский механический завод и ВПО «Точмаш», которые занимаются производством центрифуг для обогащения урана. Также под санкциями оказалась компания Rusatom Overseas, которая занимается продвижением за рубежом перспективных проектов в области водородной энергетики и атомных электростанций малой мощности, в том числе мобильных. То есть торгует будущим, а не настоящим. А настоящее — это строительство и эксплуатация традиционных АЭС в России и за рубежом, а также поставки ядерного топлива и материалов. Этим у «Росатома» занимаются другие структуры, они под санкции не попали.
Новые санкции не окажут большого влияния на работу «Росатома». Хотя поначалу могло возникнуть другое впечатление — с учетом тревожных заголовков в прессе. О том, почему Штаты ограничились сравнительно мягкими мерами в отношении «Росатома», рассказывает ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:
Игорь Юшков ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности «Логика санкционной борьбы подталкивает их к тому, что нужно постоянно вводить новые ограничения. В России осталось не так много отраслей, которые еще не находятся под санкциями. Одна из них — это ядерная отрасль. США еще в марте 2022 года вводили санкции, запрещающие импорт нефти, нефтепродуктов, газа, угля из России, но не ядерного топлива. И сейчас как раз остаются, наверное, такие большие сферы, как ядерное топливо, вообще технологии, которые они вынуждены тоже заводить под санкции. Но при этом они боятся делать что-то резко. Потому что, если Соединенные Штаты введут тотальные санкции против «Росатома», это вызовет слишком жесткий конфликт между прежде всего США и их союзниками — и в Европе, и с азиатскими странами, и с Турцией».
Одновременно Минторг США ввел экспортные ограничения в отношении нескольких десятков компаний из России, Китая, Объединенных Арабских Эмиратов, Узбекистана, Сирии, Турции, Испании и Мальты. За то, что эти компании помогали России обходить ограничения. В частности, они закупали и поставляли в Россию товары и компоненты американского происхождения, в основном электронику. Так считают в Вашингтоне. Помимо этого, экспортные ограничения введены в отношении компании, которая занимается обслуживанием гражданских самолетов. В чем провинилась она, не очень понятно. Нет смысла перечислять все эти компании и организации — их названия, скорее всего, никому не знакомы.
Главное, что это один из первых примеров введения вторичных санкций за помощь России. Но не единственный. Комментирует руководитель международно-правовой практики адвокатского бюро K&P Group Анастасия Симонова:
Анастасия Симонова руководитель международно-правовой практики адвокатского бюро K&P Group «Цель данных санкций — скорее устрашение потенциальных контрагентов, которые будут взаимодействовать с РФ в дальнейшем. На мой взгляд, СЩА хотят не столько заблокировать деятельность какой-то конкретной компании, сколько показать другим, кто до сих пор работает и сотрудничает с РФ, что сотрудничество с РФ может закончиться для них плачевно. Первый прецедент применения вторичных санкций был еще в 2018 году. Он был связан с оборонно-промышленным комплексом и китайскими компаниями. То есть это не новая практика для США, но она приковывает определенное внимание в связи с тем, что ранее США грозились вводить эти вторичные санкции, в особенности в отношении компаний, которые пытались обходить финансовые ограничения».
Если говорить о «Росатоме», структуры которого попали под санкции, США продолжают закупать у него обогащенный уран, из которого потом делают топливные сборки американских АЭС. Штаты, может, и хотели бы отказаться от такого сотрудничества с Россией, но пока не могут. Тут скорее обратная ситуация: в России время от времени говорят о том, что можно было бы запретить поставки урана в США. Но всерьез эта идея, похоже, пока не обсуждается.