Европа и США не сошлись в подходах к сотрудничеству с Китаем
Государственный визит президента Франции Эмманюэля Макрона в Китай продемонстрировал сохраняющиеся разногласия в подходах Европы и США к выстраиванию отношений с Пекином. Речь здесь идет не только о восприятии западными государствами китайской инициативы мирного урегулирования конфликта на Украине, но и сотрудничества с КНР в целом ряде областей.
Переговоры президента Франции Эмманюэля Макрона и председателя Китая Си Цзиньпина действительно были очень важными. И для китайской стороны, и для Евросоюза, и для России. Важные с той точки зрения, что лидер КНР Си Цзиньпин по итогам общения с французским руководителем, по сути, не сказал ничего нового или по крайней мере ничего того, о чем он не говорил ранее. Хотя, например, европейская сторона, в частности французская, пыталась представить поездку Макрона в Китай как крупную победу. В реальности же все остается без изменений.
То есть Си Цзиньпин подчеркнул, что урегулирование кризиса на Украине должно быть сделано исключительно мирным путем и вообще конфликты должны решаться только путем переговоров. Он подтвердил, что его план из 12 пунктов по урегулированию украинского кризиса может стать основой для переговорного процесса, и согласился с тем, что существует некий план Макрона, по сути дела, совпадающий с тем, что заявлял Си Цзиньпин. Речь идет о переговорах между враждующими сторонами. Никаких антироссийских заявлений или заявлений, которые подчеркивали бы значимость западной позиции, со стороны Си Цзиньпина также не прозвучало.
Интересно, что китайская сторона вообще не отреагировала на целый ряд заявлений Макрона. А они были сделаны в разных аудиториях. Во-первых, мы знаем о словах Макрона во время его совместной пресс-конференции с Си Цзиньпином. Плюс к этому глава Франции выступил в Университете имени Сунь Ятсена в Гуанчжоу. Это учебное заведение исторически связано с французскими учеными, которые частично его основывали. Характерно, что после нескольких дежурных фраз по поводу Украины Макрон довольно быстро переключился на разговор о расширении научно-технического сотрудничества с КНР. То есть около 80% вопросов, которые поднимались на переговорах с китайской стороной, затрагивали сотрудничество Франции и Китая в сфере науки и техники.
Не случайно, что с Макроном сначала в Пекин, а потом и на юг Китая полетел крупный бизнес, в том числе представители компании Airbus, французских железнодорожных компаний, телекоммуникационных операторов. Был заключен целый ряд сделок, касающихся сетей 5G. Но самое главное, что Макрон много говорил о необходимости расширять совместные исследования и лаборатории. Вот это интересно, потому что в известной степени противоречит позиции США, которые, напротив, сворачивают свое взаимодействие с Китаем. Вашингтон, к примеру, запрещает американским ученым проводить совместные исследования с китайскими коллегами, а университеты из США приостановили свою деятельность на территории КНР. В то же время Франция расширяет взаимодействие с Китаем. И здесь, вероятно, Макрон хочет показать как минимум свою независимую позицию.
Очевидно, что Урсула фон дер Ляйен является фигурой крайне неприятной для Пекина
Стоит сказать, как Макрон начал свое выступление в университете в Гуанчжоу. Он напомнил, что еще в XVII веке на борту первого французского корабля, который прибыл к берегам Китая, были не торговцы и военные, а ученые - математики и механики. По его словам, это хорошая метафора нынешней ситуации. Иными словами, французский лидер призвал китайскую сторону обсуждать сотрудничество в области науки, а не торговые или военные вопросы. Кстати, в торговле у Франции с Китаем все нормально. Показатели товарооборота между государствами вышли за пределы 100 млрд евро в прошлом году, что приблизительно на 14% выше аналогичных данных за 2021 год. Это меньше, чем у России с Китаем, но это значительно больше, чем у большинства европейских стран, за исключением Германии.
Макрон летал в Китай с главой Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен, которую в Китае приняли довольно сухо в отличие от французского лидера. Есть упрощенное представление о том, что европейские политики играли роли хорошего и плохого полицейских. В реальности все сложнее, потому что Макрон до этого не делал никаких серьезных антикитайских заявлений. В свою очередь Урсула фон дер Ляйен только в конце марта в Брюсселе произнесла пламенную антикитайскую речь. Она призвала к стратегическому ограничению Китая, сообщила, что Пекин угрожает технологической безопасности Европы, затронула тематику нарушения Китаем прав человека, а также прошлась по тайваньскому вопросу. В общем, озвучила традиционный для западного мира перечень претензий к КНР. И на этой волне она поехала в Китай. Не исключено, что Эмманюэль Макрон и Урсула фон дер Ляйен поехали в КНР вдвоем, чтобы, с одной стороны, продемонстрировать европейское единство, а с другой - показать, что в ЕС существует и разнообразие мнений. Ведь для французского президента поездка с главой Еврокомиссии была очень выигрышным вариантом. На ее фоне он смотрелся весьма и весьма приятно.
Пекин выбирает для себя главную страну-друга в Европе, через которую продвигает собственную позицию
Очевидно, что китайцы в психологическом плане не рассматривают Евросоюз как единое целое. КНР склонен выстраивать свои отношения с каждым из европейских государств по отдельности. В последнее десятилетие Пекин выбирает для себя главную страну-друга в Европе, через которую продвигает собственную позицию. До Brexit это была Британия. Потом Германия, но та внезапно ограничила для КНР возможности покупки немецких полупроводниковых заводов. Теперь такой страной стала Франция, где Макрон очень грамотно сделал упор на технологическое развитие. Поэтому Париж в нынешней ситуации важен для Китая в качестве ключевого партнера в ЕС.
Отношения между Китаем и Евросоюзом упали ниже некуда. Поэтому Пекин и начал работать с отдельными группами европейских государств. С 2013 года готовилось так называемое Всеобъемлющее партнерство Китая и Евросоюза, которое должны были подписать в 2020 году. Сотни договоров, существующих между ЕС и Китаем, хотели заменить единым соглашением. Но Евросоюз все это заблокировал, кстати, не без участия все той же Урсулы фон дер Ляйен. Помимо этого, довольно серьезный удар был нанесен по китайской концепции "17 плюс 1". Речь о 17 странах Центральной и Восточной Европы и одном Китае. И хотя формально никто не заявлял о роспуске этой платформы, фактически она уже не действует. Камнем преткновения здесь стали позиции Чехии, Румынии и стран Балтии.
Подготовил Александр Ленин