Спецпредставитель ЕС по санкциям О'Салливан посетил Кыргызстан. Антироссийское давление Запада на страны Центральной Азии возрастает
Спецпредставитель Евросоюза по санкциям Дэвид О'Салливан 28 марта отправился с проверкой в Кыргызстан, где встретился с руководством республики. На брифинге он также сообщил о планах посетить Узбекистан, Казахстан и ряд других государств, к которым "есть вопросы, связанные с обходом антироссийских санкций".
Ранее сообщалось, что в начале марта госсекретарь США Энтони Блинкен завершил свой глобальный пятидневный вояж в страны Центрально-Азиатского региона, где попытался оказать давление на страны Центральной Азии (ЦА), чтобы "оторвать" их от России и Китая. Там американец также встречался с руководством Казахстана и главами МИД других центральноазиатских государств. После этого госсекретарь США отправился в Ташкент, где провел встречу с президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым
Возвращаясь к визиту О'Салливана, стоит отметить, что обычно инспекциям со стороны европейцев подлежит "правильное" усвоение центральноазиатами демократических ценностей, однако на этот раз прорабатывался другой вопрос - не помогают ли страны Центральной Азии (ЦА) России обходить западные санкции.
Так, во вторник на пресс-конференции в Бишкеке спецпредставитель ЕС ясно озвучил свой посыл центральноазиатам: "Евросоюз не хочет, чтобы антироссийские санкции "стали причиной ухудшения отношений между Европой и Киргизией".
"Мы бы не хотели, чтобы эти санкции стали причиной ухудшения наших отношений", - заявил еврочиновник, подчеркнув, что в ЕС обеспокоены тем, что Киргизия, Казахстан и Узбекистан стали импортировать больше европейских товаров, чем это было ранее.
Таким образом, недвусмысленно намекнув на ответственность за "обход западных санкций", европейцы, без доли стеснения поставили под сомнение платежеспособность центральноазиатских государств за увеличившиеся объемы. Другими словами, Брюссель как будто бы указал на их "бедственное положение", отметив, что эти страны "не в состоянии покупать дорогие смартфоны".
"Они должны лучше понимать природу и характер санкций", - заявил О'Салливан, указав, что европейские чиновники планируют провести переговоры по дипломатическим каналам со странами Центральной Азии, "чтобы предупредить их о последствиях".
Выглядело это так, как будто европейцы уверены, что у центральноазиатов нет интернета, новости никто не читает и понятия не имеет, зачем ЕС вводит рестрикции. Более оскорбительное поведение представителя Европейского союза сложно себе представить. Наверное, в ЕС забыли, что, продав бытовой товар, продавец теряет всякие права на него, и в дальнейшем им распоряжается по своему усмотрению покупатель. Как представляется, это же ведь и есть одна из демократических ценностей - свобода предпринимательской деятельности. Выходит, что все-таки не зря Запад на протяжении тридцати лет так старательно навязывал постсоветскому пространству демократию. Демократические принципы прижились и соблюдаются
Впрочем, одними лишь высказываниями О'Салливан не ограничился. Спецпредставитель ЕС анонсировал намерение Евросоюза направить в Киргизию и в другие страны, не присоединившиеся к антироссийским санкциям, специализированную есовскую миссию, которая будет призвана заполучить исчерпывающую информацию о торговых потоках государств ЦА, а также вести контроль за тем, кто именно покупает ввезенные в регион товары, и как эта продукция используется.
Согласно заявлению еврочиновника, "ЕС готов предоставить помощь, чтобы повысить потенциал контролирующих органов". При этом какой-либо конкретики относительно того, каким образом европейцы собираются реализовать озвученные планы, приведено не было.
Вместе с тем, как показывает историческая практика, предназначение подобного рода миссий, в итоге выливается в продвижение западной повестки: либеральных ценностей, поддержку гражданского (т.е. прозападного, оппозиционного законным властям) общества, стимулирование недовольства правительством и т.д.
Кроме того, помимо прочего, это способ "легитимно" вести разведку, получая чувствительную информацию о формирующихся и развивающихся в регионе новых транспортных коридорах. Как представляется, ключевые партнеры стран региона, в число которых, помимо РФ, входят КНР, Турция, Индия, Иран и ряд других, останутся не в восторге от таких перспектив.
Тем не менее, "первый шаг на упреждение" уже сделал Казахстан, объявив в марте о введении с 1 апреля обязательных сопроводительных накладных на товары в торговле со странами-членами ЕАЭС, в том числе с РФ. И, хотя эффект от этакой "первоапрельской шутки"/инициативы в настоящее время до конца не ясен, газета Financial Times ранее писала, что этот шаг необходим для исключения обхода антироссийских санкций. Так или иначе, наверное, О'Салливану это должно понравится…
В свою очередь, в Москве уже отреагировали на данный прецедент. В частности, комментируя вопрос, нет ли в Кремле опасений, что Запад найдет рычаги давления в области параллельного импорта, Песков подтвердил имеющее место грубое давление коллективного Запада на страны, которые не присоединились к санкциям, отметив, что "Россия и Казахстан - это союзники, это большие друзья, мы ценим и дорожим нашими двусторонними отношениями и будем их дальше развивать".
Подводя итог вышесказанному, следует ожидать, что государствам ЦА, в ближайшей перспективе, по-видимому, придется вновь проявлять восточную мудрость и хитрость, маневрируя между "западным кнутом" и "российским пряником".