Войти в почту

Выдерживающие нажим: страны Европы, отказавшиеся помогать ВСУ

Швейцария, Австрия, Ирландия и Мальта — четыре государства западного мира считают военный нейтралитет частью своих традиций, на основании чего отвергают любую помощь украинской армии. В прошлые века умеренность помогала налаживать отношения со всеми сражающимися сторонами. В 2023-м все иначе: попытка избежать солидарности с американцами и ВСУ стоит нейтральным государствам дипломатических трений, плохой прессы, булавочных уколов от политиков и даже вполне открытого нажима. Повлияет ли это на тех, кто выбивается из общего ряда?

Выдерживающие нажим: страны Европы, отказавшиеся помогать ВСУ
© ТАСС

Альпийский уклон

"Воздерживаться — это не выбор. Каждый обязан определить свою позицию четко: либо главенство закона, либо силы, демократия и права человека — или авторитаризм", — вероятный адресат этого ясного ультиматума главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен — Швейцария. Единственная из всех нейтральных стран, альпийская конфедерация располагает значимой оборонной промышленностью, рынок сбыта которой — Испания, Дания и Германия. В 2022 году все они обратились к Берну за разрешением передать вооружения Украине, и все услышали в ответ отказ.

Неготовность швейцарцев помогать режиму в Киеве легко недооценить, но она не столь уж безразлична. "Мы ведем переговоры со Швейцарией, и я должен сказать это прямо: я не понимаю, почему швейцарцы не позволяют передавать снаряжение для зенитных сухопутных установок "Гепард", — сетует вице-канцлер ФРГ Роберт Хабек. Мэр Киева Виталий Кличко в январе обратился к альпийцам с прямым призывом поставить оружие, а заодно со своим прочтением нейтралитета: "Его не может быть, когда речь идет о правах человека, жизни и смерти, войне и мире". Интерес обоих политиков, знакомых с технологическими цепочками, предсказуем. Швейцарское оружие полезно как дополнение к немецкому, а в отдельных случаях уникально: 35-миллиметровые артиллерийские установки во всей Европе не производятся более нигде.

С точки зрения самого Берна вопрос о том, передавать или нет Украине вооружения, переходит в обсуждение военных расходов, ведь техника, от которой призывают отказаться, потребует замещения. Выход, найденный Германией, — это массовые закупки на рынке США, приведшие к резкому росту акций американских оружейных гигантов Lockheed Martin и Northrop Grumman. Он устраивает не всех. У швейцарцев, безопасность которых не под угрозой, на свои финансы другие планы.

Сыр вместо пушек

Помимо прагматических соображений приверженность малых европейских стран нейтралитету — часть традиций, нарушить которые трудно, даже если на этом настаивает Вашингтон. В случае Швейцарии их подкрепляет самая длительная на планете история неучастия во внешних войнах: пять веков по версии одних исследователей, два — по мнению других. С подачи социал-демократов в 2021 году принцип невмешательства упрочили, поставив вне закона вовлечение страны в конфликты путем реэкспорта оружия третьим странам. По иронии сегодня именно левые больше других выступают за помощь ВСУ, но электоральных сил, чтобы упразднить одобренный ими же самими закон, у них нет.

Об этом свидетельствуют и данные социологических опросов: концепция нейтралитета пользуется полной поддержкой 89% населения. Ссылаясь на их мнение, президент Конфедерации Ален Берсе заявляет: "Что касается обсуждения, экспортировать оружие или нет, то пока в силе нынешние законы, правовой возможности делать это не существует". Швейцария рассчитывает на уважение американцев к статутам Гаагской конвенции о нейтралитете, одобренным ею уже более 100 лет назад, а также на понимание тяжеловесности своих процедур: на качественное изменение сложившихся веками правил понадобятся годы и референдумы, а военная помощь с таким запозданием никому может и не понадобиться.

В свое оправдание перед американцами швейцарцы сообщают, что присоединились к антироссийским санкциям и арестовали имущество отечественных предпринимателей на сумму $8 млрд. Хотя, как обнаруживается, нравится это в Швейцарии не всем: ветеран местной политики Кристоф Блохер с осени занят сбором подписей для проведения референдума, цель которого — еще более ужесточить нейтралитет, введя запрет на одобрение любых новых санкций. Правда поддержат ли швейцарцы это, заранее не ясно. Удача может улыбнуться и социал-демократам, не оставляющим попыток так или иначе втянуть Швейцарию в антироссийскую коалицию, и сторонникам статус-кво.

Вальсы, а не марши

Ровно так же, как и в Швейцарии, в Австрии нейтралитет — часть исторического наследия, хотя и доставшегося от гораздо более позднего времени. Осколок старой империи Австро-Венгрии Вторая Австрийская Республика получила прививку от войн при своем рождении. В 1955 году СССР, США, Великобритания и Франция подписали cоглашение по австрийскому вопросу. Его сутью был размен: отказавшись от раздела Австрии на зоны влияния, стороны договорились об образовании единого государства, но обязавшегося придерживаться строгих принципов неприсоединения.

Сохранившейся как целое на условиях нейтралитета Австрии оставалось только убедить себя в его преимуществах. И она смогла это сделать. На сегодня внеблоковый статус поддерживает 71% населения, а основной государственный праздник — День Австрии — отмечают в день внесения этого принципа в конституцию. Как и в Швейцарии, массовая поддержка невмешательства подпитывается экономическими причинами. В Вене мало тратят на оборону и хотят избежать расходов на гонку вооружений и в дальнейшем.

Убежденность австрийцев в том, что внеблоковый статус делает практически невероятным нападение на Австрию, определяет ее курс по отношению к Киеву. Украине оказывают гуманитарную помощь и принимают беженцев, но поставки любых вооружений исключают. Принципиальность Вены в этом вопросе не рассчитывают поколебать и в администрации Зеленского. Министр иностранных дел Дмитрий Кулеба описал отношение Вены к передаче вооружений со своих складов словом "табу".

"Австрия была нейтральной, остается и останется", — подтверждает это канцлер Карл Нехаммер, добавляя, что нейтралитет, по его разумению, предполагает "мирную политику в действии". Свой интерес Вена видит в организации переговоров в качестве посредника. Все это, впрочем, не означает симпатии к России — общеевропейские санкции на территории альпийской республики действуют с февраля 2022-го, и возражать против введениях новых Вена не собирается.

На краю континента

Нейтральный статус Ирландии — следствие исторического отказа на переговорах с американцами более 70 лет назад. В 1949 году при создании блока НАТО Вашингтон изъявил желание видеть в его составе Дублин, но споткнулся о национальную гордость. Обнаружилось, что ирландцы не заинтересованы в военном союзе с бывшими колонизаторами — британцами — даже перед лицом мирового коммунизма.

Спустя годы споры о нейтралитете в Ирландии идут ровно по той же колее, что и везде в Европе. Присоединение к НАТО или военная помощь Украине рассматривается как пролог к наращиванию трат на оборону в ситуации, когда никакой реальной угрозы безопасности острова не существует. Пресса позволяет себе сарказм. "Ирландии нужно накупить самолетов и еще кораблей и разместить у себя американские ракеты — все это, чтобы парни по соседству [другие страны] перестали ухахатываться над нами. Никакого преувеличения: доводы сводятся к этому", — пишет издание Tribune.

Согласны платить за уважение далеко не все, тем более что эхо конфликта на Украине — в виде потока беженцев — в 2022 году уже достигло зеленого острова. Около 60 тыс. уехавших (часто — от призыва) украинских граждан разместили в социальном жилье, разозлив тех, кто до этого присматривал его для себя. На рубеже 2022 и 2023 годов стартовали протесты под хэштегом #IrelandIsFull — "Ирландия переполнена". Проблемы и у туриндустрии: каждый пятый номер в отелях занят украинцами, и съезжать они в обозримой перспективе не собираются.

Маленькая Мальта — четвертая нейтральная страна — от такого нашествия избавлена. С учетом незначительного военного бюджета ее неучастие в обеспечении ВСУ не притягивает к себе особенного внимания. Но, как и везде в Европе, на тихом курортном берегу сам принцип невмешательства тоже проходит испытание на прочность. Ведь вовлечь в антироссийскую военную коалицию по возможности всех становится для Вашингтона делом принципа. Островитяне пока расставаться с привычным порядком вещей не намерены. "Обе партии в нашем парламенте не поддерживают точку зрения, будто стране нужно поменять курс и стать ближе к военному блоку [НАТО]", — заявляет глава МИД Мальты Иэн Борг. 

Игорь Гашков