Войти в почту

Джо Байден обозначил противника номер один — и это Китай. Комментарий Георгия Бовта

Президент США в ежегодном послании конгрессу заявил, что готов одновременно и к конкуренции, и к сотрудничеству с этой страной. «Если Китай угрожает нашему суверенитету, мы будем действовать, чтобы защитить нашу страну. И мы это сделали», — сказал он, имея в виду сбитый китайский аэростат. Конфликт на Украине он тоже упомянул, но коротко, назвав его «испытанием на века» для Америки и всего мира, пообещав продолжать поддержку Украины столько, сколько нужно. Россия как страна при этом не была упомянута ни разу. На какие еще нюансы можно обратить внимание?

Джо Байден обозначил противника номер один — и это Китай. Комментарий Георгия Бовта
© BFM.RU

Нынешнее ежегодное послание имело все признаки подготовки действующего президента к новой избирательной кампании в борьбе за второй срок. Со времен Линдона Джонсона в 1968 году ни один хозяин Белого дома от этого не отказывался. Поэтому традиционно главный акцент делается в таком документе на внутренних проблемах и путях их решения. Тем более что один из основных законов американской политики гласит, что американцы беспокоятся на темы внешней политики только тогда, когда американские солдаты начинают погибать за границей.

Поэтому Байден хвалился рекордно низкой за полвека безработицей — 3,4%, снижением — по сравнению с пиком прошлым летом — инфляции и цен на энергоносители. Он призвал принять новый закон для стимулирования экономики. Затронул и такие любимые темы демократов, как реформа полиции и ужесточение контроля над оружием. Предложил и такую популистскую новеллу, как запрет на законодательном уровне всевозможных «мусорных сборов» — дополнительных поборов, а по сути — косвенных налогов, которые придумывают все кому не лень: банковские сборы, курортные, отдельная плата за места в самолетах и так далее. Не мог он не затронуть и проблему наркомании. Это и опиатная зависимость, которая стала настоящим бичом нации, от которой страдают миллионы американцев из-за того, что врачи выписывают обезболивающие когда надо и когда не надо. Это и рост количества смертей от передозировки наркотиков. Около 100 тысяч американцев ежегодно погибают от этого, в основном от фентанила, который массово поступает из Мексики, но также и из Китая. Последняя проблема должна была стать одной из важных тем переговоров в ходе визита госсекретаря Блинкена в Пекин, который был сорван из-за инцидента с воздушным шаром. И вот когда Байден уже под конец своей речи добрался до внешней политики, то это стало поводом для того, чтобы, по сути, обозначить именно Китай в качестве главного внешнеполитического противника США. Формула, согласно которой Америка, мол, готова и к сотрудничеству, не должна вводить в заблуждение. В свое время она и применительно к России Вашингтоном употреблялась. Это такой риторический переходный период. На сей раз Россия вообще не была упомянута ни разу, а российский президент упомянут лишь в контексте упоминания о конфликте на Украине, хотя в прошлогоднем послании Байден упомянул Владимира Путина 30 раз. Для сравнения: нынешнего лидера Китая Си Цзиньпина Байден упомянул в нынешней речи семь раз. Касательно конфликта на Украине президент США не сказал ничего нового. Не дал ни намеком понять, как именно Вашингтон хотел бы видеть его окончание, на каких условиях. Он ни развеял, ни подтвердил в том числе периодически появляющиеся слухи о том, что, мол, одним из вариантов мог бы стать размен территорий на мир. Или что конфликт мог бы быть заморожен по типу раздела Кореи на Северную и Южную.

Применительно к Украине вообще ни разу, кажется, не было произнесено слово «мир». Куда важнее для нынешней администрации то, что там, на полях сражений, мол, идет противостояние демократии и автократий, под одной из которых подразумевается Россия, а вторая, разумеется, Китай. В официальном заявлении МИД КНР уже отозвался на конфронтационные высказывания Байдена, отметив, что Китай не боится конкурировать с США, но он «против того, чтобы определять все китайско-американские отношения именно с точки зрения конкуренции». В конце пассажа, посвященного Китаю, американский президент, который вообще бывает не сдержан в выражениях по отношению к политическим оппонентам и даже партнерам, стремясь подтвердить тезис о том, что демократии во всем мире наступают, тогда как автократии, наоборот, отступают, буквально воскликнул: «Назовите мне хоть кого-то из мировых лидеров, кто хотел бы сейчас поменяться местами с Си Цзиньпином. Назовите мне хоть одного!»

Вряд ли в Пекине воспримут это иначе, как попытку унизить председателя Си. Который, между прочим, себя работой-то обеспечил на пять лет вперед, переизбравшись осенью на ХХ съезде компартии на третий срок. И ни с кем меняться не собирается. А вот Байдену за сохранение своего рабочего места еще предстоит побороться. При том что даже большинство сторонников Демократической партии сейчас выступают против его выдвижения, а рейтинг одобрения его деятельности в стране колеблется, по данным разных опросов, от 36% до 44%.