Войти в почту

о призыве президента Литвы «переступить красные линии»

«Такое ощущение, что подавляющее большинство европейских политиков поразил какой-то новый вирус, основным симптомом которого является полная, тотальная безответственность, инфантилизм и нежелание или даже неумение просчитывать последствия собственных поступков и действий. То ли они стали жертвами собственной пропаганды, согласно которой Россия «держится из последних сил», а украинские танки вот-вот поедут на Москву. То ли в принципе не думают, к чему приведут дальнейшее разрастание и интенсификация конфликта на Украине».

Если историков будущего попросят одним словом определить европейскую политику начала 20-х годов XXI века, то это будет «безответственность». Причём чем меньше зависит от страны и чем меньше у неё реальной силы или возможности повлиять на происходящее, тем выше степень и градус безответственности.

Вот, например, президент Литвы Гитанас Науседа призвал Запад «переступить красные линии» и отправить Украине истребители и дальнобойные ракеты. Кто такой этот Науседа? Родился в советской Литве, в детстве пел в хоре мальчиков, выучился на экономиста, потом работал в банках, в 2019 году стал президентом.

Какой путь прошла Литва после обретения независимости? Уничтожена промышленность, количество населения уменьшилось на треть и продолжает стремительно сокращаться, экономика полностью зависит от дотаций Евросоюза. Назвать это реальной независимостью, как и процветанием, никак невозможно.

Чем рискует Науседа в случае эскалации конфликта и прямого столкновения России и НАТО? Лично — ничем, скорее всего, при первых же выстрелах он убежит из страны, ну а если не убежит, то мало сомнений в том, что в Вильнюсе для него вырыт достаточно глубокий бункер.

Чем рискует Литва в случае начала подобного столкновения? Полным уничтожением, потому что именно из этой страны исходит прямая угроза удара по Калининградской области.

Причём в Европе есть примеры того, как ведут себя ответственные лидеры. Это, например, президенты Сербии и Хорватии. Напомню, что в процессе распада Югославии этим странам довелось повоевать, и дружественными их до сих пор не назовёшь. Но, несмотря на давние сербо-хорватские противоречия, оба лидера говорят разумные вещи, предостерегая остальных от безудержного вооружения Украины и бездумного давления на Россию. Вероятно, пролитая кровь добавляет ответственности, несмотря на то что ни Александр Вучич, ни Зоран Миланович лично участия в боевых действиях не принимали.

Есть также пример Венгрии, которая давно не воевала, а американские пропагандисты до сих пор изо всех сил пытаются сделать из событий 1956 года повод для вечной обиды венгров на русских. Но то, что венгры выбирают Виктора Орбана, который думает в первую очередь об интересах Венгрии, а не Украины или США, явно говорит о том, что эта пропаганда не достигает своей цели.

А вот большинство остальных европейских лидеров — яркий образец безответственности разной степени тяжести. Прибалтика и Польша — полный апофеоз. Почему-то очень активно выступает за максимальную помощь Украине Дания — уж не знаю, за что они так не любят Россию? Может, мы мало лего покупали? Или обиделись, как в наших СМИ освещали жестокое убийство на глазах у детей жирафа Мариуса в копенгагенском зоопарке. Население Дании, напомню, не достигает 6 млн человек — чуть меньше половины числа москвичей.

Впрочем, поведение демографических и экономических лидеров Евросоюза — Германии и Франции — тоже сложно назвать ответственным. На словах они выражают «озабоченность», регулярно говорят «это не наша война, мы просто помогаем украинцам», но в реальности понятно, что без их поддержки Киев не смог бы вести боевые действия так долго и так интенсивно.

И понятно, что расплата за их действия так или иначе наступит. Но они об этом предпочитают не думать.

Такое ощущение, что подавляющее большинство европейских политиков поразил какой-то новый вирус, основным симптомом которого является полная, тотальная безответственность, инфантилизм и нежелание или даже неумение просчитывать последствия собственных поступков и действий. То ли они стали жертвами собственной пропаганды, согласно которой Россия «держится из последних сил», а украинские танки вот-вот поедут на Москву. То ли в принципе не думают, к чему приведут дальнейшее разрастание и интенсификация конфликта на Украине. То ли им наплевать на собственных сограждан, которым придётся погибать ради незалежной Украины. Анналена Бербок, напомню, вполне открыто говорила, что ей наплевать на собственных избирателей и ей важнее украинцы. И ничего, никаких последствий.

Последствия, безусловно, будут. В лучшем случае экономические: без российских ресурсов европейские производители проиграют конкуренцию и американским, и азиатским. Ну а в худшем — военные.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.