Богдан Безпалько: На Украине пока нет альтернативы русофобскому режиму
Слухи о том, что Владимир Зеленский в президентском кресле досиживает последние дни, возникают периодически. То якобы вашингтонский обком ему замену готовит, то генерал Залужный бедолагу сместить планирует. Да и следующие президентские выборы приближаются поросячьей рысцой – 31 марта 2024 года не за горами. А выборы в Верховную раду еще раньше – 29 октября 2023 года.
Так что самое время задаться вопросом: может ли кто-то из пророссийски настроенных украинских политиков войти во властные структуры? Бывший президент и премьер Украины Виктор Янукович? «Жертва режима» Виктор Медведчук? Разыскиваемый СБУ политик и бизнесмен Олег Царёв? Лидер партии «НАШИ» Евгений Мураев? На кого России делать ставку?
Политолог, член Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Богдан Безпалько не поставил бы ни на кого.
– Янукович и Медведчук скомпрометировали себя как люди, не способные к политической борьбе. Что касается Царева – то человек он неплохой, к России действительно расположен. Но он был одним из лидеров «Партии регионов», которая не смогла толком ни захватить власть, ни удержать ее, ни противодействовать попытке майданного переворота. Ну а Мураев, он так же, как и Юрий Бойко, человек из «Оппозиционной платформы – За жизнь!», пытался встроится в политику майданной Украины. При этом по инерции пытался действовать в пророссийском русле, но сейчас исчез, никак себя не проявляет. А его коллеги по ОПЗЖ, вроде того же Бойко, откровенно выступают против России.
«СП»: – Прямо безрыбье какое-то…
– Я проще выражусь: на Украине нет симпатизирующих России политиков, которые могли бы участвовать в политической борьбе. По сути их и не было структурах, которые претендовали на власть. Условно пророссийским политиком, человеком искренним, во многом обладающей требуемыми качествами, является, как я уже сказал, Олег Царев. Но его участие в выборах невозможно.
На Украине он объявлен в розыск и по приговору суда получил реальный срок. Что до пророссийских партий и организаций, то когда-то они на Украине действительно существовали. Но сейчас о них уже никто и не вспоминает.
Например, был такой Александр Базилюк, ныне покойный. Он создал «Славянскую партию». В качестве идеологии у нее была общерусская идея. Но, к сожалению, в России никто не ставил на создание массовых общественных движений, партий, на образовательные проекты. Предпочитали работать с элитами, полагая, что элиты, получающие доходы от транзита российского газа, российских нефтепродуктов, аммиака и прочих, скажем так, экономических потоков, будут лояльны в отношении к России
Но этого не произошло. Наоборот, мы видим, что даже сейчас, когда экономика Украины рушится, её элиты продолжают оставаться антироссийским инструментом Запада. То есть экономические связи не являются панацеей.
«СП»: – То есть с нашей точки зрения, Зеленского менять не на кого?
– Политики, обладающие всеми необходимыми качествами, чтобы возглавить страну, на Украине есть. Такие, как, например, бывший политтехнолог, глава пропрезидентской партии «Слуга народа» Дмитрий Разумков. Проблема в том, что они занимают абсолютно антироссийскую позицию. А если и доверять мнению экспертов, которые считают, что Зелинского может сменить генерал Залужный, так этот вариант окажется еще хуже. Потому что Залужный установит откровенный милитаристский русофобский режим.
Дело в том, что на Украине сейчас нет условий для того, чтобы люди, хоть сколько-нибудь симпатизирующие России, не то чтобы заняли какие-то руководящие посты, а хотя бы оставались живы и на свободе. СБУ сейчас проверяет мобильные телефоны у граждан, и если обнаруживает подписку на российские соцсети, человека могут бросить в тюрьму. Ну как в таких условиях человек с пророссийскими взглядами может участвовать в политике? Правильный ответ: никак.
«СП»: – Как Россия может действовать в такой ситуации?
– Сейчас очень многое будет зависеть от результатов о специальной военной операции. На освобожденных территориях нужно воспитывать новых политиков, новых лидеров молодежи. Для этого необходима новая идеология. Я считаю, что эта идеология должна быть общерусского характера. Надо вспомнить и рассказывать, что мы все – русские. Что множество людей, которые жили на территории современной Украины, считали себя русскими. И они даже погибли за это. Но, к сожалению, об этом не говорят не только на Украине, но и у нас, в России.
Например, никто, кроме историков, не помнит Терезин и Талергоф, концлагеря, созданные австро-венграми, куда в сентябре 1914 года массово сгонялись русские и русины, жившие на территориях Закарпатья, Галиции и Буковины.
В этих концлагерях погибли те, кто не хотел становиться украинцами. Никто не вспоминает о том, что в 1834 году во Львовской духовной семинарии была образована литературная группа «Русская троица». Эта группа стояла у истоков русофильского движения в Галиции. Её основали Маркиан Шашкевич, Яков Головацкий и Иван Вагилевич. Кстати, все трое впоследствии были принуждены австрийскими властями покинуть Львов.
Или вот еще пример: во Львове на Лычаковском кладбище есть братская могила русских журналистов. С 1908 года в ней хоронили прах выдающихся русских общественных деятелей Галиции. На постаменте написано, что там захоронены именно русские журналисты и писатели, а не украинские или какие-то еще. Также на Лычаковском кладбище сооружен памятник жертвам Талергофа. На нем сделана надпись: «Жертвам Талергофа 1914−1918. Галицкая Русь». Я уж не говорю о том, что творчество Николая Васильевича Гоголя и писателей рангом пониже, типа Михаила Максимовича, составляет наше общее культурное наследие. Вот на этом и нужно строить идею нашего единства.
«СП»: – Может ли кто-то из политиков ЛДНР заручиться поддержкой жителей той части Украины, которая сейчас находится под контролем Киева?
– Донбасс всегда выделялся из остальной части Украины. Не уверен в том, что жители, скажем, Одессы смогут воспринимать того же Пушилина, как своего лидера. Для него и для других существует большой объем задач и на территории Донбасса. Другое дело, что можно было бы наконец объединить Донецкую и Луганскую республики в один регион. А впоследствии все территории от Одессы до Харькова объединить в один большой регион Новороссию. Вот там бы лидеры ЛНР и ДНР могли бы быть найти себе место и в правительстве, и в парламенте.