Войти в почту

Не только сожженный Коран: почему Эрдоган против вступления Швеции в НАТО?

Хотя отдельные российские СМИ пишут об «отказе» Реджепа Эрдогана поддержать вступление Швеции в НАТО после акции ультраправых в Стокгольме — согласованной, но осужденной шведскими властями, — на деле турецкий президент по традиции не стал делать однозначных заявлений. Как цитирует его заявление «Интерфакс», Эрдоган обещал, что страна «не получит [от него] никакой поддержки относительно членства в НАТО, «если Швеция не уважает Турцию, а также религиозные чувства мусульман». ТАСС дает еще более однозначный перевод: «Если вы не проявите это уважение, то не получите от нас ни капли поддержки».

Не только сожженный Коран: почему Эрдоган против вступления Швеции в НАТО?
© BFM.RU

Получается, возможность «проявить уважение» у Швеции как бы еще остается, а сожженный Коран для Турции лишь повод еще чего-то потребовать? Оценку дает старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Виктор Надеин-Раевский:

Виктор Надеин-Раевский старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН «Турция, конечно, торгуется. Умеют они это делать. Все задачи, все целеполагания у них множественные всегда. С одной стороны, ущемить права курдов. В данном случае они имеют в виду Рабочую партию Курдистана, но, по сути, это курды вообще. Но это не единственный вопрос для турок. Для турок это, во-первых, вопрос поставки [истребителей] F-15 (американцы застопорили эту сделку), возвращение в проект F-35, где у турок было порядка 900 деталей узлов самолета. Плюс еще ряд вопросов, связанных с военными поставками. Достаточно много вопросов, ответы на которые ждет Эрдоган. Но и без НАТО Турция обойтись не может. Все вооружение — американское или натовское, а его надо ремонтировать, проводить техобслуживание и так далее. Поэтому я бы не ставил точку в вопросе приема в НАТО Финляндии и Швеции».

Тем не менее в Финляндии, которая чувствует близость России на всей протяженности 1300-километровой совместной границы, начинают задумываться о сольном вступлении в НАТО. Как заявил Yle (ресурс заблокирован в РФ) глава финского МИД Пекка Хаависто, стране «возможно, придется пересмотреть свою заявку на одновременное членство». RTVI указывает, что это первый случай, когда Хельсинки допустил рассмотрение своей заявки без шведской. По словам министра, финские власти должны будут оценить ситуацию, «если выяснится, что заявка Швеции застряла надолго». В начале января Хаависто заявлял, что Хельсинки не планирует вступать в альянс раньше Стокгольма.

О НАТО с Финляндией, но без Швеции, рассуждает доцент МГИМО, директор Центра европейской информации Николай Топорнин:

Николай Топорнин директор Центра европейской информации, доцент МГИМО «В Финляндии, насколько мне известно, таких лиц нет, которые подлежали бы обязательной выдаче Турции, поэтому им проще получить зеленый свет от турок. Правда, есть еще Венгрия, которая тоже пока не дала официального согласия, но Венгрия, мне кажется, просто дожидается, чем завершится переговорный процесс Финляндии и Швеции с Турцией. Опять же, министр обороны сказал, что это возможная опция, это не значит, что завтра-послезавтра Финляндия начнет активизировать переговорный процесс, чтобы Турция одобрила ее заявку. Мне кажется, что, скорее всего, до майских выборов [в Турции] по Финляндии особого продвижения не будет».

Все собеседники Business FM сходятся во мнении, что сегодня Эрдоган рассматривает вопрос расширения НАТО в первую очередь через призму грядущих выборов в Турции, на днях перенесенных с июня на 14 мая. Anadolu публикует результаты Twitter-опроса (соцсеть заблокирована в РФ), согласно которым против одобрения заявки Швеции выступают более 90% туркоговорящих пользователей, однако свежих научных исследований общественного мнения по этой теме нет. Как пишет Financial Times, осуждение акции ультраправых в Стокгольме стало «редким консенсусом» между Анкарой и оппозицией. По мнению издания, если Эрдогану удастся сохранить пост президента и контроль над парламентом, членство Швеции в НАТО будет «под угрозой».