В Косове завершается переходный период закона о запрете сербских автономеров. В пятницу, 21 октября, местное МВД сообщило, что с 1 сентября только 15 автомобилей с сербскими номерными знаками сменили свои автомобильные номера на косовские. Переходный период должен завершиться к 1 ноября, после чего сербские номерные знаки будут незаконны, а автомобили начнут изымать у владельцев.
Летом Косово хотело потребовать от сербов сдавать свои паспорта при въезде на территорию республики. Вечером 31 июля, накануне вступления закона в силу, на севере Косова начались протесты сербов. В ответ власти республики послали туда полицию, но ночью перенесли вступление запрета в силу по просьбе США.
О том, почему сербы в Косове так и не пошли на замену номеров, говорит основатель портала Pulserbia.ru Игорь Князев.
Игорь Князев основатель портала Pulserbia.ru «Оставшиеся сербы, которые там проживают, надеются на большой Белград. Белград постоянно транслирует им какие-то сообщения относительно того, что большой Белград, большая Сербия не оставят край Косово и Метохия и каким-то образом будут влиять на эту ситуацию. Надежда косовских сербов подпитывается еще ко всему прочему постоянными встречами на высшем уровне. Совсем недавно Эскобар приезжал в Белград, общался с руководителем канцелярии по Косову и Метохии Петаром Петковичем, постоянно какие-то западные кураторы Косова обсуждают этот вопрос на самом верхнем уровне. Сербы из этого делают вывод, что Белград пытается дипломатическим образом утрясти, уладить эту ситуацию. К чему это приведет — сейчас сложно давать какие-то оценки, прогнозы, учитывая предыдущий бэкграунд, который был в ситуации между официальным Косово, официальной Приштиной и местными сербами, скорее всего, возможно, будет очередная эскалация, учитывая, что сроки подходят, учитывая, что западные кураторы Косова все меньше имеют возможности влиять на своих подопечных, возможно в ближайшее время нас ждет какая-то эскалация. Сложно сказать, к чему это приведет, особенно в современной политической ситуации, возможно Запад пытается разыграть какую-то карту балканскую, чтобы повлиять на Россию, потому что прекрасно понимает, что Россия будет впрягаться за сербов по полной программе, возможно, это спустят на тормозах. Сценарий сейчас предугадать очень сложно, учитывая, что огромное количество политических факторов сейчас играет роль, и Балканы в очередной раз становятся разменной монетой в играх больших, крупных игроков».
В пятницу послы США, Великобритании, Германии, Франции и Италии вручили президенту Сербии Александру Вучичу документ, в котором выражают обеспокоенность возможным нарушением стабильности в Косове.
Ранее Приштину и Белград посетил спецпредставитель Госдепа США на Западных Балканах Габриэль Эскобар. По итогам визитов он заявил, что соглашение о взаимопризнании между Сербией и Косово — это вопрос недель, передает сербский портал RTS.
И закон об автомобильных номерах — очередной акт давления на Белград, потому что регистрация автомобиля в Косове требует отказа от сербского гражданства, говорит профессор Высшей школы экономики, руководитель отдела черноморско-средиземноморских исследований Института Европы РАН Екатерина Энтина:
— Именно поэтому еще две недели назад и Брюссель, и Вашингтон заявили о том, что этот процесс должен продолжаться и дальше в том же временном ключе, то есть никаких кардинальных решений 1 ноября не должно последовать. Вместе с тем это на сегодня прекрасная карта в руках Брюсселя и Вашингтона и, безусловно, в руках Приштины, чтобы оказывать давление на Белград и на сербов.
— На этой неделе спецпосланник США на Балканах заявлял, что договор о взаимопонимании между Сербией и Косово — вопрос недель.
— Здесь надо сказать, что, если мы внимательно отследим позицию так называемого коллективного Запада, мы увидим, что она очень запутана, и одни политические лидеры и представители дипломатических кругов делают одни заявления, а [посол США в Сербии Кристофер] Хилл вчера заявлял, что речь не идет о 24 февраля 2023 года как о дедлайне, хотя как раз неделей ранее именно такие заявления звучали, а до этого Брюссель говорил о том, что Белград и Приштина должны достичь соглашения до 2024 года, что явно свидетельствует о том, что нет инструментов эффективного давления ни на ту, ни на другую сторону. Я думаю, что истина где-то посередине, практически уверена в том, что так называемый коллективный Запад сейчас очень опасается резкого отрицательного ответа со стороны Белграда, потому что та риторика, которую исповедует Вучич в последние недели, свидетельствует о том, что сербы находятся на краю баланса. Руководствуясь историческим опытом последних двух веков в подобных ситуациях сербы чаще всего отвечали абсолютно иррационально Западу, то есть принимали те решения, которые Западу кажутся нелогичными, обнуляющими достижения их сотрудничества с Европой предыдущих периодов. И мне кажется, что сегодня эмоционально сербы и сербское политическое руководство очень близки именно к этой точке.
Все это время в Сербии не сформировано правительство. Всеобщие выборы прошли в Сербии 3 апреля. Парламент был сформирован за два дня до конституционного срока — 1 августа. Депутаты пообещали, что правительство будет сформировано в рекордно короткие сроки. На этой неделе премьер страны Ана Брнабич заявила, что новый кабмин будет объявлен 1 ноября.